Национальный банк предлагает проводить валютные операции по принципу «разрешено все, что прямо не запрещено». Это означает, что любые валютные транзакции между резидентами и между резидентами и нерезидентами в иностранной и национальной валюте будут осуществляться без ограничений. Такая революционная идея прописана в проекте закона «О валюте». Этот документ призван заменить устаревший с 1993 года декрет «О системе валютного регулирования и контроля».
В самом законопроекте действительно нет запретительных норм, но это не значит, что их не будет. Просто они будут устанавливаться актами НБУ. «Мы убираем из законодательства нормы, которые носят запретительный характер. В самом законе запретов не будет, речь будет идти о свободном движении капитала. В то же время, Нацбанк как регулятор сможет вводить некоторые ограничения на рынке в случае неблагоприятной ситуации», — пояснил заместитель главы НБУ Олег Чурий.
В проекте в статье 5 «Свобода проведения валютных операций» прямо указано: «Любые валютные операции осуществляются без ограничений, если другое не предусмотрено валютным законодательством». «Другое» указано в ст. 13 «Меры защиты». «Национальный банк при наличии признаков нестабильного финансового состояния банковской системы, давления на платежный баланс Украины, возникновения обстоятельств, которые угрожают стабильности банковской и/или финансовой системы страны имеет право устанавливать меры защиты», — говорится в документе.
Речь идет о таких ограничениях: обязательная продажа части валютных поступлений; граничные сроки расчетов по экспортно-импортным контрактам; требования к операциям, связанным с движением капитала; специальные разрешения на валютные операции; резервирование по валютным операциям; иные меры. То есть, НБУ сможет вводить те же ограничения, что и сейчас. Разве что он обещает, что ограничения будут вводиться всего на срок до 6 месяцев, а признаки кризисов, которые позволят вводить эти ограничения, будет «подтверждать Совет по финансовой стабильности».
«В новом законе НБУ прямо говорит, что может устанавливать ограничения, если будут выявлены какие-то признаки финансовой нестабильности. Эти признаки должен подтвердить Совет по финансовой стабильности. Но непонятно — до введения ограничений или по факту их введения? И хорошо, что перечислены способы ограничений, но плохо, что присутствует фраза „иные меры, определенные законом об НБУ“. Это добавляет неопределенности», — сообщил глава совета общественной организации «ЭйСиАй-Украина» Павел Козак. К тому же, Совет по финансовой стабильности, в который входят главы НБУ, Минфина, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг, это всего лишь совещательный орган, решения которого носят рекомендационный характер. А значит, возникает вопрос ответственности за принятые решения, говорит Павел Козак. Он рекомендует утверждать признаки финансовой нестабильности Кабмином, чтобы ограничения не вводились непредсказуемо.
Банкиры также обратили внимание на размытость предложений о валютных ограничениях. «Очень важно определить исчерпывающий перечень таких ограничений и условия, при которых их применение необходимо», — считает председатель правления Укрсоцбанка Тамара Савощенко. В законопроекте, например, указано, что валютное регулирование основывается на принципе гибкого валютного курса. Тогда как именно девальвация гривны в прошлом приводила к введению запретов.
Даже в такой версии «валютная свобода» ожидается не раньше 2018 года. «Проект закона предлагает настоящую революцию в валютном регулировании, но сразу же откладывает ее до лучших времен», — констатирует заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко. По ее словам, закон, если депутаты его все же примут, начнет действовать не сразу. «Верховная Рада принимает закон о валюте. Дальше в течение шести месяцев после принятия закона НБУ и другие регуляторы приводят свои нормативные акты в соответствие с ним. Через шесть месяцев вступает в силу закон и начинают действовать некоторые его положения: отмена санкций за нарушение валютного законодательства, отмена лицензий для инвестиций за рубеж (вместо них будут разрешения), отмена регистрации валютных кредитов от нерезидентов и так далее», — рассказывает Мария Репко.
А полная имплементация реформы, по словам Тамары Савощенко, зависит от принятия законов по борьбе с уклонением от налогообложения и раскрытия информации о собственности, находящейся в других юрисдикциях (прежде всего того, что касается BEPS). Мария Репко объясняет, что положения закона «О валюте», которые касаются действующих валютных ограничений, могут вступить в силу только после принятия пакета законов анти-BEPS или по противодействию уклонению от налогов через офшоры. А с этим будут проблемы. По словам Марии Репко, налоговый комитет уже рассматривал такие инициативы, но не дал им ход. «Одним из самых сложных и конфликтных положений стала амнистия капиталов. Этот вопрос политически чрезвычайно чувствителен. При этом валютная либерализация фактически поставлена в зависимость именно от него», — говорит она.
Сейчас почти любая внешняя операция требует длительного и сложного получения индивидуальной валютной лицензии. Но пока НБУ не может переступить действующий «запретительный» декрет, который ставит регулятора в рамки. «Законопроект предполагает уход от выдачи индивидуальных лицензий. Вместо них будут выдаваться разрешения с указанием граничной суммы, — говорит исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова. — А ценные бумаги больше не будут валютными ценностями. Наконец суть возьмет верх над формой. Теперь будет важно не то, в какой валюте номинированы ценные бумаги, а то, в какой валюте проходят связанные с ними расчеты».
Елена Коробкова поддерживает то, что валютное регулирование перейдет на подзаконный уровень, а НБУ сможет проводить «разумную дебюрократизацию». «Устаревшая система валютного регулирования заставляет импортеров и экспортеров закрывать реальные сделки за пределами Украины, сдерживает привлечение иностранных инвестиций. Поэтому дебюрократизация процедур валютного регулирования является первейшей задачей комплексной либерализации», — считает она.
Но критики избежать невозможно, в частности, есть сторонники того, чтобы лишить гривну монопольного права быть единственным законным средством для расчетов за товары и услуги. «Проблема закона в том, что он был бы хорош лет пятнадцать назад. Сейчас же говорить о том, что единственным законным способом оплаты является гривна, как-то странно. Некоторые интернет-магазины принимают даже криптовалюты», — говорит Павел Козак.
«Есть несоответствия между отдельными частями законопроекта. Случаются субъективные категории, такие как „адекватные“ меры, которые требуют объяснения или исправления. Отдельные нормы требуют уточнения. Например, устанавливается надзор банка над субъектами операций без ограничений на проведение операций клиентами, которые нарушают законодательство или злоупотребляют им. В этом случае непонятна роль и функции банков, которые будут осуществлять надзор за операциями», — считает Елена Коробкова. К тому же, размеры штрафов для субъектов ВЭД теперь будут устанавливаться не законом, а решением Минфина по согласованию с Нацбанком.
Несмотря на все замечания, эксперты признают, что законопроект закладывает хорошую базу для внедрения в Украине современного валютного законодательства. «Успешность его внедрения будет зависеть от тех правок, которые будут предлагаться, от принятия парламентом пакета законов анти-BEPS, и, не в последнюю очередь, от того, как распорядится своими полномочиями сам Нацбанк, принимая нормативные акты, регулирующие валютные отношения», — резюмирует Мария Репко.
Полное снятие всех установленных Нацбанком временных ограничений может произойти только через два года. «Учитывая опыт нововведений, мы считаем, что нормы законы должны вводиться постепенно, а также необходимо предусмотреть условия „переходного периода“ — механизм продления действия старых норм и вступления в действие новых», — считает Елена Коробкова.