Показ «Сладкой жизни» Феллини — это подарок не только киноманам, но и в первую очередь тем, кто, возможно, никогда прежде не слышал о великом итальянце. 53 года прошло со дня премьеры «Сладкой жизни». В 1960 г. фильм вызывал восхищение и споры. Жюри Каннского кинофестиваля расщедрилось на «Золотую пальмовую ветвь», а влюбленные в кино критики французского журнала Les Cahiers du cinéma, среди которых были начинающие режиссеры Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, так и не включили работу Феллини в список лучших фильмов года. Католическая церковь «Сладкую жизнь» осудила, итальянские власти препятствовали выходу киноленты в прокат, но, несмотря ни на что, картина вышла на экраны, ее полюбили зрители, оценили критики. Многие увидели в героях и событиях фильма себя — людей, чьи души находятся в постоянном смятении, а желание любить наталкивается на полную неспособность чувствовать. В конце 1950‑х в Риме было много мятущихся Марчелло — тех, кто умел прожигать жизнь, но так и не научился проживать ее. В их случае «дольче фар ниенте» теряло всякую сладость, постепенно превращаясь в бессмысленную, а потом — в мучительную «фар ниенте».
Феллини был исключительно живым и талантливым человеком: в его бескрайнем воображении беспрерывно рождались сюжеты и яркие образы. Он утверждал, что «фантазия — это единственная реальность». В то же время «Сладкая жизнь», как и все его фильмы, гораздо откровеннее и с большей долей достоверности и искренности говорит о жизни и особенностях человеческой натуры, чем вся документалистика вместе взятая.
Цифры могут сказать, какие награды получила «Сладкая жизнь», сколь многочисленна мировая аудитория фильма, сколько денег было потрачено на съемки в павильонах знаменитой римской студии Cinecitta, но ни одна цифра не скажет, почему и сегодня каждый кадр «Сладкой жизни» производит на зрителя глубочайшее впечатление.
Вот камера Отелло Мартелли следит за статуей Христа, которая совершает вертолетную прогулку над Римом; вот черно-белый кадр заполняют блеск и ритмы бурных ночных римских вечеринок; а вот белокурая красавица Анита Экберг входит в гостеприимный и в то же время безразличный в своем величии фонтан Треви. Еще минута — и она позовет героя Марчелло Мастроянни. А вот чудесный композитор и друг режиссера Нино Рота дарит зрителям новую мелодию: музыка не оживляет происходящее на экране, а живет сама, даря героям возможность уловить джазовый, порой синкопированный ритм собственной жизни. Глядя на экран, восхищаешься совершенством и выразительностью каждого кадра. И на второй план отходят все факты, связанные с картиной: появление на экране молодого Адриано Челентано, рождение термина «папарацци» — именно здесь появляется назойливый фоторепортер с фамилией Папараццо.
Феллини был веселым мистификатором, любил вкусную еду, женщин, бесцельную езду на машине и долгие пешие прогулки по ночному Риму. Хочется верить, что новые зрители «Сладкой жизни» захотят узнать больше об этом гениальном кинорежиссере и со временем посмотрят все его фильмы. И, возможно, теперь многие украинские путешественники, отправившись в Рим, подойдут к фонтану Треви, лукаво улыбнутся и, подобно героине Аниты Экберг, воскликнут: «Иди сюда, Марчелло!».