Несколько лет назад самый известный в мире современный британский художник Дэмиен Херст на открытии своей большой персональной выставки в Лондоне заявил, что не верит в гениальность живописцев и скульпторов, зато верит в свободу. «Гениальность предполагает, что далеко не каждый может быть художником.
Свобода же предполагает, что художником может быть любой», — разъяснил свою позицию Херст. Он и сам всегда работал по такому принципу. В его самых известных произведениях — инсталляциях с коровьими головами и акульими тушами или усыпанном бриллиантами черепе — главной всегда была не столько филигранная техника исполнения, сколько смелость художественного жеста.
По этому же принципу Херст коллекционировал и произведения других художников. Экспозиция, где можно оценить произведения 50 авторов из частной коллекции Херста, называется «Свобода не гениальность».
В Москву она приехала из итальянского Турина и с 30 ноября по 2 февраля разместится в Мультимедиа Арт Музее.
В частном собрании художника соседствуют неизвестные мастера XVII века и признанные классики вроде Пабло Пикассо или Фрэнсиса Бэкона, триптих которого «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» был недавно продан на Christie’s за рекордные $ 142,4 млн, Энди Уорхола, чья шелкография «Авария серебряной машины» («Двойная катастрофа») не так давно установила новый ценовой рекорд на работы художника в $ 105,4 млн, и Альберто Джакометти, который после продажи в феврале 2010 г. на Sotheby’s бронзового «Шагающего человека» за $ 104,3 млн до сих пор остается самым дорогим скульптором в мире.
А произведения друзей по арт-группе «Молодые британские художники» Сары Лукас и Трейси Эмин размещаются рядом с работами главных авторов современности — Такаши Мураками, Джеффа Кунса, Бэнкси, Ричарда Принса, Гэри Хьюма. Главное в этой эклектичной подборке — не фамилии художников, а их высказывания. Херсту — и художнику, и коллекционеру — интересны две темы: животные и смерть.
Поэтому в собрание попали только те работы, которые затрагивают один или другой, а иногда и оба вопроса сразу.
К примеру, на картине Пикассо «Натюрморт с черепом и горшком» изображен череп в кубистической манере, а на «Рисунке на базе распятия» Бэкона — человеческое тело с внутренностями наружу.
У Кунса, завоевавшего после недавней продажи на Christie’s «Собаки из воздушных шаров (Оранжевой)» за $ 58,4 млн звание самого дорогого среди ныне живущих художников, Херст купил две скульптуры — слона и утку, обе имитируют детские надувные игрушки.
Среди жизнерадостных поп-артовских работ японца Такаши Мураками художник предпочел полотно, расписанное улыбающимися черепами кислотных цветов. А из всех ироничных произведений британского стрит-артиста Бэнкси выбрал то, на котором изображена обезьяна.
Работы самого Херста в московском Мультимедиа Арт Музее тоже можно увидеть — на время проведения выставки художник оформил ими лобби музея.