Подорожание энергоресурсов заставило украинцев задуматься над тем, сколько денег теряется через холодные стены, сквозняки и окна со щелями. Думает над этим и власть — в Украине уже почти три года действует программа так называемых «теплых кредитов». На фоне обострения газового противостояния с Россией в 2014 году правительство начало мероприятия по поддержке населения во внедрении энергоэффективных технологий. За громким названием, впрочем, стоят довольно приземленные вещи — в основном речь идет об утеплении жилья и закупку твердотопливных котлов.
По данным агентства Госэнергоэффективности Украины, по состоянию на 28 августа, за время действия «теплых кредитов» ими воспользовались почти 320 000 семей — на сумму почти 4,2 миллиарда гривен. Среди них — более тысячи объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), где проживает 80 000 семей. За восемь месяцев текущего года сумма выданных займов превысила совокупное финансирование, предоставленное в 2016 году, и составила почти полтора миллиарда гривен.
«Вопрос кредитования в современных условиях не вызывает доверия в обществе, поэтому можно констатировать, что это положительный аспект в реализации политики энергосбережения в жилищном фонде», — прокомментировала эксперт жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети ОПОРА Юлия Чеберяк.
В денежном выражении больше всего кредитов за годы действия программы взяли на Львовщине, почти 380 млн гривен. Несколько меньше — в Киеве и Киевской области. Тройку лидеров с ощутимым отрывом «закрывает» Сумщина, где займов взяли на 310 млн гривен. Меньше всего — в южных Николаевской и Херсонской областях, а также в Луганской области. Средний показатель по всей стране — около 175 млн гривен.
«Утепление домов — это наиболее затратное мероприятие, как и установка котлов. У них — наибольшая цена и высокий срок окупаемости», — объясняет приоритеты проведения работ по улучшениию энергоэффективности эксперт «Ассоциации энергоаудиторов» Виктория Коваленко. Впрочем, отмечает она, именно такие меры являются наиболее действенными.
Начиная с запуска программы правительство вместе с проектами USAID и IFC проводит опрос для оценки эффективности ее выполнения. На сегодня доступны данные за отопительный сезон 2015 года. Они указывают на то, что средняя экономия тепла в домохозяйствах и ОСМД составляла около 125-190 кубометров газа в месяц для частного дома, благодаря утеплению стен или установке негазовых котлов. Почти все участники говорят о положительном эффекте программы, рассказывает начальник Управления государственной экспертизы Госэнергоэффективности Роман Марецкий.
Впрочем, эксперты советуют начинать тепловую модернизацию с так называемого энергетического аудита, в ходе которого специалисты оценивают, как лучше обеспечить сохранение тепла и экономию ресурсов в каждом конкретном случае. «Для каждого здания комплекс мероприятий определяется индивидуально и обычно отличается перечнем работ, суммой средств и временем окупаемости», — добавляет представитель ОПОРЫ Юлия Чеберяк. При этом собственник самостоятельно решает, что и как делать, и на что именно стоит взять кредит.
Государство финансово поддерживает граждан, которые решают это сделать, и возмещает до 40 процентов займа, но не более 14 000 гривен, говорится на сайте Госэнергоэффективности. Финансирование осуществляется через государственные «Ощадбанк», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк», в феврале 2017 года к ним добавился национализированный «Приватбанк».
В начале работы программы немало украинцев остерегались брать «теплые кредиты» — за первые 11 месяцев кредиты взяли около 23 тысяч семей. Общая сумма составила тогда только 400 млн гривен, а на интернет-форумах граждане высказывали опасения, что государство может «кинуть», как это было с программой молодежного жилищного кредитования. После первой волны господдержки ипотеки ее финансирование почти прекратилось, поэтому долговое бремя полностью легло на заемщиков.
График предоставления государственных средств на «теплые кредиты» за 2014-2017 годы также напоминает ступени. Из-за высокого спроса выделенные правительством деньги заканчивались посреди бюджетного года, поэтому программу на время прекращали. К примеру, в этом году вплоть до марта средства на кредиты выдавались очень медленно из-за согласования процедурных вопросов. Впрочем, продолжают действовать программы в регионах — для удешевления «теплых кредитов» предоставляют дополнительную компенсацию из местных бюджетов.
«Теплые кредиты» выдает непосредственно банк. Поскольку «получение безвозвратной финансовой помощи от государства осуществляется без участия чиновников в принятии решения, то можно утверждать об отсутствии рисков коррупции на этом этапе», — отмечает Чеберяк. В разговорах с изданием заемщики «теплых кредитов» в целом положительно оценили сотрудничество с банками, и отмечают, что им известны случаи отказа от предоставления займа. Впрочем, речь идет об исключительно формальных поводах, например сомнениях в источниках доходов или надежности заемщика.
Марецкий отмечает, что правительство и его ведомство сейчас работают над тем, чтобы «теплые кредиты» работали и в 2018 году. Опрошенные эксперты указывают на то, что, несмотря на положительные достижения, останавливаться на этом не стоит. «Многие сейчас заинтересованы в альтернативной энергетике. У нее, конечно, есть свои плюсы и минусы, но это перспективно, в частности из-за экологии», — говорит Коваленко.
Говорят и о важности коммерческого учета энергоресурсов — то есть, чтобы потребитель платил по показаниям счетчиков, а не обобщенным тарифу. Тогда, убеждены специалисты, украинцы будут более мотивированы экономить собственные средства и ресурсы. «Следующими шагами правительства должны стать введение рыночных отношений и развитие конкурентной среды в сфере производства и поставки коммунальных услуг, увеличение доли использования альтернативных источников энергии, монетизация субсидий», — обобщает необходимые меры Чеберяк.