В прошлом месяце индекс потребительских настроений жителей нашей страны увеличился на 3,4 пункта и составил 84 балла. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Потребительские настроения в Украине», которое с 2009 г. ежемесячно проводится специалистами исследовательской компании GfK Ukraine.
Были проанализированы данные опроса 1 тыс. украинских потребителей в возрасте 15‑59 лет.
Основная задача исследователей состоит в том, чтобы изучить динамику и оценить текущее материальное положение потребителей Украины, а также их настроения относительно перспектив экономического развития государства.
С этой целью эксперты разработали индекс потребительских настроений. Его итоговое значение, которое колеблется от 0 до 200 пунктов, формируется на основании оценки пяти составляющих: текущее материальное положение потребителей, ожидаемые изменения этого положения, прогнозируемое развитие экономики страны в ближайшем году и на протяжении следующего пятилетия, а также целесообразность совершения больших покупок.
Значение индекса рассчитывается таким образом: от доли позитивных ответов респондентов отнимают долю негативных и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать отрицательных значений.
Таким образом, индекс будет равен 100, если доли позитивных и негативных оценок потребителей одинаковы. Если же его значение меньше 100, это означает, что в обществе преобладают негативные настроения.
Согласно данным отчета, в октябре индекс увеличился по сравнению с предыдущим месяцем благодаря улучшению показателей всех составляющих, за исключением ожидаемого изменения материального положения (87,1 в октябре против 89,7 в сентябре). Больше всего укрепилась уверенность украинских потребителей в том, что сейчас подходящий момент для совершения больших покупок (88,9 в октябре против 79,4 в сентябре).
По такому же принципу были разработаны индексы ожидаемого роста безработицы, инфляционных и девальвационных ожиданий. Однако их трактование имеет одно существенное отличие — значения, превышающие 100 пунктов, отображают преобладание негативных настроений среди потребителей.
Согласно результатам исследования, в прошлом месяце по сравнению с сентябрем украинских потребителей, ожидающих роста безработицы, инфляции и девальвации национальной валюты, стало меньше. Наибольшую уверенность украинцы выражают в отношении устойчивости гривни (119,8 в октябре против 134,6 в сентябре), а наименьшую — в неизменности цен на услуги и товары (184,7 в сентябре против 183,7 в октябре).
Позитивную динамику настроений потребителей нашей страны эксперты GfK Ukraine связывают со смещением из‑за погодных условий сбора урожая с сентября на октябрь, а также с улучшением ситуации в других отраслях, которому способствовала теплая погода прошлого месяца.