После трехлетнего отсутствия Tricky возвращается с песнями из нового альбома «Falce Idols». В турне, проложенном по городам Старого Света, флагман трип-хопа не только выйдет на сцену сам, но и предъявит публике своих самых талантливых поклонников.
Британский квартерон Эдриан Тоус, научивший мир искусству мрачного напевного шепота поверх тягучих битов с сэмплами, не раз признавался, что черпает вдохновение в марихуане, которой сам же и торговал в юности. Однако любят его, конечно, не за это, а за новаторский подход, показавший, что отличную музыку можно делать из любого сора. Сироту, воспитываемого бабушкой и бросившего школу, не ждало бы в жизни ничего хорошего, если бы к восемнадцати годам Тоус не увлекся хип-хопом и не прибился к Wild Bunch — ассоциации бристольких диджеев и музыкантов. Там он подружился с коллективом Massive Attack и спел три песни на их дебютном альбоме «Blue Lines» под именем Tricky Kid. Поучаствовал Эдриан и в создании второй пластинки, но дальше этого сотрудничество не пошло: новый трек «Aftermath», записанный им в тандеме с 15-летней школьницей Мартиной Топли-Бёрд, показался основателям группы слишком неформатным. На дворе стоял 94-й, и Тоус уже давно подумывал о сольной карьере, потому сам распространил трек в виде сингла. И издатель не заставил себя ждать — лейбл Island Records по достоинству оценил смесь сладкого женского вокала с прокуренным мужским полушепотом, звучавших под размеренный даб, и заключил с бристольцем контракт на два альбома.
Новые песни записывались по большей части вместе с той же Мартиной и, оказавшись в следующем году на магазинных полках в коробках с надписью «Maxinquaye» (Максин Ки — так звали мать Тоуса), произвели сенсацию. Медитативный ритм, обилие сэмплов, мрачные тексты и провинциальный акцент вокалиста — все это притягивало внимание, как и любовь новоявленной звезды к выступлению в женских платьях. К дальнейшему попаданию в топы чартов, шквалу хвалебных рецензий и появлению толпы подражателей Трики оказался не готов: скрещивая хип-хоп с эмбиентом и разнообразными шумами, он не думал, что это станет популярной забавой. Раздосадованный тем, что критики налепили на его творческий метод ярлык «трип-хоп», а коллеги по музыкальному цеху бросились разрабатывать открывшуюся нишу, Тоус решил от всего этого отмежеваться и ушел в экспериментаторство: в следующие годы он то набивал свои альбомы штабелями приглашенных участников (среди прочих успев поработать с Бьорк, Нене Черри, Пи Джей Харви, Синди Лопер и Аланис Мориссет), то смешивал трип-хоп с регги, соулом, роком и панком, — но творческие метания все же не помогли ему затмить успех первой пластинки. После выпуска дебютного диска успело произойти много чего: музыкант сыграл у Люка Бессона в «Пятом элементе», завел с Мартиной ребенка, закрутил романы с Бьорк и Джери Халивелл и перебрался из Великобритании в Нью-Йорк. На просьбы снова записать нечто подобное «Maxinquaye» Трики неизменно отвечал отказами, объясняя это тем, что ориентация на чужие ожидания вредит творчеству, делая его предсказуемым.
В глубине души, однако, Эдриан с прошлым никогда не порывал, что и стало ясно, когда, готовя десятый альбом, он неожиданно анонсировал «возвращение к корням». Надо отдать ему должное, Трики не впал в самоплагиат. От своих ранних работ он взял только общее настроение, приложив к нему накопленный за годы творчества опыт: пластинка 2013-го года «False Idols» вышла такой же элегентной, атмосферной и минималистичной, как и «Maxinquaye», и в то же время в ней хватает кивков с торону R’n’B, свойственных «позднему Tricky», равно как и неожиданных ходов, которыми пронизано все его творчество нулевых годов.
Евротур, посвященный выпуску альбома, обещает сюрпризы. В частности, некоторое время назад он выложил в интернет незаконченный трек, который все желающие могли завершить по своему вкусу. Прослушав присланные варианты, Трики отобрал несколько счастливчиков и каждому предложил спеть с ним вживую во время гастролей в том или ином городе. Возможно, эксперимент приведет к открытию новой Мартины Топли-Бёрд и долгому плодотворному сотрудничеству? Кто знает — это ведь Трики, сама непредсказуемость.
16 декабря - Париж
18 декабря - Амстердам
19 декабря - Лондон
20 декабря - Манчестер