Предприниматель Павел Третьяков о коллекционировании и реставрации антикварных фоторамок, блошиных рынках Европы и щедрых подольских стекольщиках.
В детстве я коллекционировал сигаретные пачки, фантики и сделанные вручную макеты военной техники. У меня даже был довольно длительный период увлечения немецкими артефактам времен Второй мировой войны. Тогда же я познакомился со стилем югендштиль, он же ар-нуво, он же модерн, он же сецессия. Я долго изучал все его проявления, и даже Киева, в архитектуре и интерьерах которого он представлен мало, мне было достаточно.
Модерн совершенно меня очаровал. Конец XIX века был очень насыщенным периодом: именно тогда люди массово стали посещать фотосалоны и фотографироваться. Мода на фотографию и стала причиной появления фоторамок. Вначале их заказывали в специальных ателье, у мастеров, которые делали их вручную, а позже стали покупать в магазинах. Конечно, это были уже совсем другие рамки, сделанные промышленным способом.
Мое увлечение, как и у многих киевских коллекционеров, началось на Андреевском спуске. Там во время какого‑то праздника я купил первые фоторамки, из которых и развилась моя коллекция, занимающая сегодня две стены моей квартиры. В данный момент у меня выставлено около 300 рамок, хотя коллекция гораздо больше: есть много рамок, ожидающих реставрации.
Конечно же, рамки подразумевают наличие внутри них фотографий. В большинстве фоторамок находятся фотографии, сделанные мною же, иногда — памятные вырезки из периодики, антикварные открытки или литографии. Но есть в коллекции несколько особенных рамок, для которых фотографии я отбирал с особенным тщанием. Вот, например, недавно я приобрел антикварную кайзеровскую открытку 1914 года выпуска. Это карикатура — немецкий солдат в форме, но вместо рюкзака у него бочка с пивом, а вместо патронташа — кольцо колбасы. Открытка прекрасно подошла к купленной в Будапеште фоторамке, посвященной Первой мировой войне.
Или другой пример — шикарная рамка, приобретенная во Львове. Она сделана из меди, к уголкам припаяны два патрона (причем патроны до сих пор в идеальном состоянии), а к верхней планке — отличительный знак, который носили австрийские солдаты, воевавшие на итальянском фронте в Гориции — северной Италии, которая граничит со словацкими Альпами. На значке указан номер полка — 8. Раз уж его припаяли к рамке, можно предположить, что внутри была полковая фотография. Сегодня внутри этой рамки находится фотография танка Т-34 на фоне оживленной одесской трассы: это сочетание старого и нового мне показалось очень интересным.
В том, что немецкую рамку я купил в Будапеште, а итальянскую во Львове, нет ничего необычного, учитывая масштаб миграций того времени. Гораздо больше меня удивила найденная в Киеве рамка со штампом «Фотоателье на Бибиковском бульваре». Это первая рамка в моей коллекции, точное происхождение которой удалось установить. Сколько раз я проходил по бульвару, не подозревая что там было фотоателье! Вообще очень приятно, когда фоторамка попадается с клеймом, датой изготовления или фамилией мастера. В этом случае можно с помощью интернета попытаться проследить ее историю. Интернет стал и важным источником пополнения коллекции. Практически ежемесячно на интернет-аукционах можно найти очень интересные экземпляры.
Конечно, бывали случаи, когда я проигрывал на торгах и шикарные рамки уходили в чужие коллекции. Но я совершенно об этом не жалею. Говорят, где потеряешь, там и найдешь, и я могу это подтвердить: в моей коллекции есть настоящие жемчужины, доставшиеся мне совершенно случайно и фактически даром. Например, однажды сразу восемь рамок, большинство из которых оказались по‑настоящему ценными, мне подарил знакомый стекольщик. В его мастерской на Подоле я регулярно заказывал стекла для рамок. Заказы мои были необычными: мне нужны были стекла размерами 4х7 и 9х13 см. Обычно стекольщики с такими размерами не работают. Каждый раз, когда я приходил к нему, он смеялся и спрашивал, когда же я закажу ему стекла еще меньшего размера? Смеялся, смеялся, а потом взял и сделал мне царский подарок.
Так сложилось, что я не знаком с конкурентами — другими собирателями рамок, хотя знаю, что в Киеве они есть. Кто‑то из них собирает рамки только потому, что они представляют определенную антикварную ценность. Ведь до сих пор можно встретить образцы, сделанные известными мастерами конца XIX — начала XX веков. Цены на такие экземпляры измеряются десятками тысяч долларов. На территории Украины мне такие не встречались, зато их можно запросто найти в Европе. Кстати, как только начинаешь коллекционировать антиквариат, все рабочие и туристические поездки сами собой подстраиваются под ритм европейских блошиных рынков и выставок: ты начинаешь заранее узнавать расписания работы антикварных магазинов и составляешь маршруты с учетом этой информации. Такая подготовка всегда гарантирует пополнение коллекции. Например, недавняя поездка в Будапешт и Вену принесла мне 20 ценных рамок. Хотя обычно я стараюсь не «маньячить»: гораздо интереснее приобрести рамку, положившись на удачу и везение, а не на полученные в сети знания. Представляете, какое это удовольствие — найти потрясающую рамку случайно! Я называю этот метод антикваротерапией и рекомендую всем коллекционерам хотя бы раз его опробовать. Заходите в первый попавшийся антикварный магазин и наверняка найдете там вещь, которую захочется купить и унести с собой.
Я абсолютно уверен, что прикосновение к красивым вещам делает людей лучше. Человек, который изучает совершенный предмет, — созидает. Мне бы, например, очень хотелось создать полноценный музей фоторамок. Можно даже сказать, что моя миссия — убедить людей перестать относиться к рамкам как к фону, как к чему‑то вспомогательному и несущественному и научить их видеть красоту такого, казалось бы, простого предмета.