Новогодне-рождественское музыкальное обращение артистов Национальной оперы Украины к народу.
Праздничные гала-концерты в оперных театрах — стандартные мероприятия, содержание которых можно бесконечно варьировать при соблюдении общей нарядности и выверенной очередности «смены блюд», демонстрирующих работу всех театральных подразделений. Схема такова: общий тон — взбудораженный, волшебный, гламурный, помпезный, просто веселый или какой еще — задает оркестровая увертюра. Затем оперные солисты и солистки образцово поют несколько популярных арий, а балетные танцуют один-два знаменитых классических ансамбля; такие комплекты нанизываются один за другим. Между ними, а также в конце каждого отделения происходит что‑нибудь массовое: хор, бал или целая праздничная сцена из репертуарного спектакля — в музыкальном театре много сюжетов с пирами, гостями и всеобщим ликованием. И конечно, вторая часть такого грандиозного концерта должна быть пышнее первой.
Главный музыкальный театр страны, выступающий как оплот незыблемых традиций, в этот раз сконцентрировался на чистых родовых атрибутах двух искусств: классической оперы и классической хореографии как они есть. Нас не собираются ни удивлять модерном, ни соблазнять неоромантикой, ни пленять фольклором, ни дразнить мультимедиями, ни даже (к счастью) вовлекать в предполагаемые под Новый год чудеса неуклюжей сценической зимы с ее мерцающими фанерными сугробами.
Для начала оркестр, за пульт которого будут выходить попеременно маэстро Владимир Кожухарь и Иван Гамкало, сыграет грациозную увертюру к «Золушке» Россини. Апофеоз многоликой женской влюбленности озвучат вальсирующая Джульетта из оперы Гуно (Ольга Фомичова), взволнованная беллиниевская Норма (Ольга Нагорная), вердиевская Виолетта (Алла Родина) и героини Пуччини — Лауретта из «Джанни Скикки» (Тамара Калинкина) и Чио-Чио-Сан (Катерина Стращенко). В экзальтации с ними посоревнуются мужские персонажи: Канио из «Паяцев» Леонкавалло (Александр Гурец) и Каварадосси из «Тоски» Пуччини (Андрей Романенко). А чтобы празднество не сводилось к одной лишь лирике, ее уравновесят лукавством Мефистофеля (одна из лучших ролей Тараса Штонды) и задорными ариями двух замороченных делами, но не унывающих Фигаро — россиниевского и моцартовского (Владимир Опенько и Иван Пономаренко). Танцевать же будут любовный треугольник — Па‑де-труа из «Корсара» (Татьяна Голякова, Сергей Сидорский и Александр Стоянов), а затем переплетенную квадригу маленьких лебедей. Но это еще не все.
Во втором отделении нас поджидает и вовсе сублимат оперы и балета: целый дайджест «Кармен». В виде, во‑первых, симфонического вступления, арии Хозе (Сергей Скочеляс), хабанеры Карменситы (Татьяна Пиминова) и куплетов Эскамильо (Геннадий Ващенко), и во‑вторых — в виде парафраза Родиона Щедрина на хиты Бизе. Сцену из «Кармен-сиюты» исполнят мастера дуэтного танца Екатерина Алаева и Максим Мотков.
Хореографическая линия программы триумфально завершится дивертисментом из «Щелкунчика» — четырьмя дуэтами с равно изобретательной пластикой Петипа и музыкой Чайковского. Занятно, что начинается дивертисмент танцем опять‑таки испанским, за ним идут арабский, китайский и русский, а именно трепак.
Хор, чей коллективный голос по законам жанра всегда прав, выступит дважды, что может ассоциироваться с неким вопросом и неким ответом. В качестве вопроса — «Và, pensiero», самый знаменитый номер из «Набукко» Верди, — исполненное достоинства «venseremos» непокоренных пленников. В качестве ответа — великолепие и бриллиантовый блеск светского застолья из «Травиаты».
И вот что интересно: за весь оперно-балетный гала-праздник не прозвучит ни строчки, ни ноты украинского авторства.
Новогодне-рождественский гала-концерт
ведущих мастеров оперной
и балетной сцены 26 декабря, Киев,
Национальная опера Украины