В Одессу едет поп-фолк-интернет-трио DZIDZIO — гуцульские певцы антигламура и популяризаторы «треников», придавшие новое измерение понятию модной небритости.
Одни обвиняют новый продюсерский проект Кузьмы Скрябина в пошлости, другие жалуются на топорные рифмы, третьих выводит из себя сочетание бороды с очками, шляпой и спортивным костюмом, но факты есть факты: на сегодня Дзідзьо — единственный вышедший из интернета украинский музыкант, способный собрать 25‑тысячный стадион (майское выступление группы на «Арене Львов» — тому подтверждение) и, безусловно, самый самобытный. Фронтмен и идейный ротор группы из западноукраинского городка Новояворовск Михаил Хома, ранее исполнявший серьезные лирические песни, вряд ли и сам понимал, во что все выльется, когда в конце нулевых пришел к своему земляку Андрею Кузьменко с предложением продвинуть в массы придуманный им образ юморного провинциального дедка в кедах. Кузьма, уже успевший набить руку на «Пающіх трусах», решил рискнуть, и пробный шар — кавер на его песню «Старі фотографії», разогнанную до темпа польки, — вскоре с успехом прописался на ТВ, показав, что здесь и правда есть с чем работать. Трио DZIDZIO, куда кроме самого Хомы вошли Олег «Лесик» Турко и Назар «Юлик» Гук, стало бомбить интернет новыми, уже собственного сочинения, песнями и клипами, в 2012‑м выпустило альбом «ХА-ХА-ХА», а в прошлом году наконец‑то вышло из сетевого подполья, начав давать живые концерты.
Источником творческого вдохновения Хома считает детство, проведенное в селе у дедушки, и в особенности знакомство с хряком Мейсоном (в свое время у его деда в хлеву жила чуть ли не вся «Санта-Барбара»). В интернете можно найти подборку аудиоисторий с участием Мейсона — на этих монологах в духе Шуры Каретного руководитель бэнда оттачивал разговорную манеру своего небритого alter ego еще до того, как ему вздумалось запеть. В полном соответствии со сценическим псевдонимом (дзідзьо — «дед» на западноукраинском диалекте), Михаил неизменно появляется на публике в очках и накладной бороде, дополняя грим дикими нарядами — голубыми спортивными костюмами на голое пузо, тельняшками, подтяжками, шляпами, беретами и прочими вырвиглазными прикидами. Для съемок клипов группа нередко выезжает в экзотические места вроде Израиля или Испании, а розовый пятачок Мейсона стал логотипом DZIDZIO и на виртуальных украинских просторах ныне не менее узнаваем, чем роллинговский высунутый язык. Дзідзьо с недавнего времени ведет телешоу «Співай, якщо можеш», на его песни записываются каверы и делаются ремиксы, однако с интернетом — площадкой, свободной от цензуры — он и не думает порывать, регулярно подогревая интерес сетевой аудитории пересыпанными обсценной лексикой короткометражками о сельском бородаче и его друзьях. Интерес не угасает: во «ВКонтакте» у группы уже 190 000 подписчиков, а фильмы и клипы собрали в YouTube больше 10 миллионов просмотров.
В чем секрет взрывной популярности антигламурного трио? Как известно, все новое — это хорошо забытое старое, и многое из того, что сейчас делает Дзідзьо, уже примеряла на себя Верка Сердючка: тут вам и гротескный персонаж в жлобских нарядах, и ставка на провинциальный говор, и юмористические скетчи, и собственное телешоу, и строгая установка на позитив… Даже в незамысловатых текстах обоих исполнителей порой можно наткнуться на любопытные пересечения («я знайшов сто гривнів» у Дзідзьо, «я тихо шла, пирожок нашла» у Верки). Однако по качеству музыкального материала, щедрого на мелодичные припевы, бэк-вокал и клубный бит, Сердючка весельчакам из‑подо Львова однозначно проигрывает, а в плане голосовых данных Хома и вовсе способен дать фору доброй половине украинской эстрады. Многостаночный проект DZIDZIO нечасто балует аудиторию свежими песнями, но если действует, то уж наверняка — неслучайно большинство из того, что выпускается в народ, становится бронебойными шлягерами и разлетается на рингтоны.
Группа постепенно расширяет географию гастрольных набегов; в этот раз веселые гуцулы собираются проверить на прочность стены одесского клуба Palladium. По собственному признанию Хомы, у него никогда нет четкого плана выступления, на концертах творится полный импровиз. Тем уникальнее каждое подобное событие. Чем не повод заглянуть в Южную Пальмиру на День влюбленных?
Одесса, Palladium
14 февраля, 23:50