Еще 110 лет назад такое было бы невозможно — все часы были круглыми. Сегодня же квадратные и прямоугольные часы популярны настолько, что многие мануфактуры для самых инновационных моделей выбирают именно такую форму корпуса.
Cartier Tank LC Sapphire Skeleton
В 1904 году мануфактура Cartier выпустила первые в мире квадратные часы, ставшие культовыми после того, как летчик Альбер Сантос-Дюмон — друг Пьера Картье — с квадратными часами Cartier Santos на запястье установил первый мировой рекорд в авиации: пролетел 220 метров за 22 секунды. Популярность новой формы часового корпуса вдохновила Картье на создание модели Tank: напоминающая формой гусеницы танков времен Первой мировой, эта модель появилась в 1917 году и продолжает выпускаться до сих пор. На проходящей в эти дни базельской выставке мануфактура представила новую, скелетонизированную модель «танка», на создание которой мастерам Cartier понадобилось 159 деталей. Оснащенные двумя заводными барабанами, часы работают без подзавода в течение трех дней. Tank LC Sapphire Skeleton в корпусе из белого золота стоит € 40 000.
Patek Philippe Gondolo 8 Days
Чтобы создать часы с восьмидневным запасом хода, инженерам Patek Philippe пришлось изобретать новый калибр с двумя заводными барабанами. Увеличить срок работы до 192 часов помог новый принцип изменения показателей даты и числа: в этой модели они переключаются синхронно и очень быстро — за три миллисекунды. Для экономии энергии калибр оснащен кремниевой спиралью баланса Spiromax и регулятором хода Pulsomax. Их использование уменьшает трение и, следовательно, позволяет механизму дольше функционировать: за 8 дней работы анкер взаимодействует со спусковым кольцом 5,5 миллионов раз, но благодаря использованию новых технологий энергии для взаимодействия требуется гораздо меньше, чем раньше. Чтобы полностью завести эти «долгоиграющие» часы, заводную головку нужно повернуть 134 раза.
Модель Gondolo 8 Days в корпусе из белого золота стоит $ 59 400.
Da Vindice Tourbillon Barometer
Основанная пять лет назад швейцарская мануфактура Da Vindice выпускает только одну мужскую коллекцию, состоящую из часов с барометром-анероидом. Зато вы можете выбрать из моделей в корпусе из белого, розового золота, платины и стали с разными видами покрытия. Новейшая версия часов оснащена турбийоном с кареткой в форме геральдической лилии: выполняя полный оборот за минуту, она используется в качестве секундной стрелки. На отметке «6 часов» находится барометрическая шкала, а в верхней части циферблата размещены два стрелочных индикатора — запаса хода и числа месяца. Оснащенный автоматическим механизмом с балансовой частотой 3 Гц, Tourbillon Barometer в корпусе из розового золота стоит $ 170 000, что совсем недорого для часов размером 59,5 на 54 мм и весом 360 граммов.
Jaeger-LeCoultre Grande Reverso Night & Day
В 1930‑е британские офицеры, служившие в Индии, разбили не один десяток часов во время игры в поло. Для них и прочих поклонников этого вида спорта мануфактура Jaeger-LeCoultre разработала часы с поворотным корпусом, позволяющим на время игры защитить циферблат. Коллекция была названа Reverso, и сегодня она не менее популярна, чем 80 лет назад. Модель Night & Day оснащена уникальным мануфактурным механизмом, состоящим из 200 деталей. Как следует из названия, часы способны информировать владельца о времени суток. И это первая модель Reverso с автоматическим механизмом.
Night & Day в корпусе из розового золота стоят $ 19 200, в корпусе из нержавеющей стали — $ 9750.
MCT Sequential One S110
Основатель компании MCT (в этом году ей исполняется семь лет) Денис Гигье совершил очередную инженерную революцию: он придумал новый способ индикации времени, реализованный в часах коллекции Sequential One. Гигье сэкономил на стрелках: в этой модели стрелка всего одна — минутная. Правда, на тыльной стороне корпуса есть и секундная, но пользуются ею только для синхронизации часов во время выставления точного времени. Минутная шкала представляет собой 270‑градусную дугу. Как только стрелка достигает отметки 60 минут, шкала поворачивается влево на 90 градусов, открывая одно из четырех табло, показывающих часы. Эти табло работают по принципу огромных рекламных бордов со сменным изображением. Каждое табло состоит из пяти трехгранников, на которых написаны цифры, обозначающие текущий час. Сквозь сапфировое стекло можно наблюдать за вращением трехгранников и изменением цифр на табло, каждое из которых состоит из 50 деталей. Всего же для создания мануфактурного калибра часовщики MCT используют 471 деталь, включая 81 камень.
Индикация времени, придуманная Гигье, похожа чем‑то на способ, реализованный часовщиками Urwerk, хотя и гораздо более сложный. Такой принцип индикации (отраженный в названии модели) инженеры называют секвентальным, то есть поочередным.
Новая модель коллекции Sequential One в титановом корпусе стоит $ 100 000.
Konstantin Chaykin Cinema
В 1879 году американец Эдвард Мейбридж изобрел зоопраксископ. Принцип этого прибора, проецировавшего движущиеся картинки, в 1891 году лег в основу кинетоскопа — кинопроектора Томаса Эдисона. В прошлом году этот же принцип использовал российский часовщик Константин Чайкин, создавший первые в мире наручные механические часы, показывающие кино. Усложнение Чайкина, как и зоопраксископ, представляет собой вращающийся диск с двенадцатью картинками.
Функция воспроизведения «кино» запускается кнопкой на боковой части корпуса. Просмотр 20‑секундного «фильма» сопровождается характерным треском, напоминающим шум работающего кинопроектора. Это шумит обтюратор — специальная шторка, с постоянной частотой перекрывающая картинки, препятствуя возникновению эффекта смазывания. На табличке под окошком воспроизводящего устройства выгравировано имя Эдуарда Мейбриджа: часы посвящены ему, ведь первый аппарат Мейбриджа тоже воспроизводил лошадиный галоп.
В следующих сериях этой модели лошадь заменят другим животным. Кстати уже сейчас «кино» с лошадью можно заменить на ролик с любым другим животным. Калибр Cinema оснащен двумя заводными барабанами: один обеспечивает энергией механизм, другой — зоопраксископ. Оба барабана заводятся одной головкой: вращаете ее по часовой стрелке — заводите механизма часов, против — заводите механизм зоопраксископа. Тираж 12 экземпляров, цена — € 50 000.
Vacheron Constantin Historiques Toledo 1951
Об этих часах много не напишешь: обновленная версия Toledo 1951 не может похвастаться обилием функций и технических ноу-хау. Главная особенность модели (кроме надежнейшего мануфактурного калибра с золотым ротором автоподзавода) — форма золотого корпуса: до 1951 года Vacheron Constantin не выпускала часов в прямоугольных корпусах. Сразу после выхода модель стала хитом, который уже более 60 лет не покидает часовых чартов. Кстати, эта версия Toledo больше остальных похожа на оригинал. Цена $ 35 700.
TAG Heuer Monaco V4 Tourbillon
Много лет часовая механика зиждилась на нескольких, казалось, незыблемых принципах. Например, энергия от барабана к механизму передается посредством шестерней, вращающиеся конструкции всегда опираются на рубиновое основание, ротор автоподзавода вращается вокруг своей оси. В этом году мануфактура TAG Heuer отмечает десятилетие с момента выхода инновационной модели Monaco V4 — первых в мире часов с ременным приводом, линейным ротором автоподзавода и шарикоподшипниками вместо традиционных рубинов. В механизме V4 шестерни заменены набором из 13 приводных ремней. Как оказалось, использование ременной передачи гораздо эффективней. Ротор автоподзавода в виде 4,25‑граммового платинового кирпичика перемещается вдоль корпуса, вверх-вниз. Понаблюдать за его работой можно, взглянув на прозрачную заднюю крышку часов. Наконец, рубины заменены на более эффективные подшипники. Кроме этого, в Monaco V4 четыре заводных барабана, установленных наподобие цилиндров в двигателе автомобиля.
В качестве подарка самой себе мануфактура TAG Heuer выпустила в этом году еще более необычную модель V4, с первым в истории турбийоном, работающим на ременной передаче. Сложнейший механизм новой версии V4 состоит из 214 деталей. В среде интересующихся развитием часовых технологий обязательно зададутся вопросом, зачем создавать турбийон, работающий на ременной передаче? На этот вопрос убедительнее всех ответил вице-президент TAG Heuer Гай Семон: «Ременная передача естественным образом компенсирует различного рода воздействия на механизм часов. Таким образом, она является эффективной противоударной системой». С этим трудно не согласиться, особенно когда речь идет о сложных и хрупких конструкциях с турбийоном.
Модель Monaco V4 Tourbillon выпущена тиражом 50 копий, цена — $ 170 000.