Відпочинок

спектакль

Шевченко? Дайте два!

Шевченко? Дайте два!
Фото: Ирина Сомова

В Национальном академическом театре русской драмы им. Леси Украинки — премьера. Спектакль «Везде один» подготовлен к 200‑летию Тараса Шевченко. Постановка, в которой задействовано 30 человек, впечатляет масштабом. Даже собственно Кобзарей в ней два.

Увлекательно наблюдать за тем, как реагируют театры на юбилей Кобзаря. Тарас Григорьевич не был драматургом, есть только его стихи, русская проза, картины и он сам как персонаж. А режиссеры — творческие люди, харизматики.

Пропустить такое значительное событие нельзя. Нужно высказаться так, чтобы все охнули — и Михаилу Резниковичу, худруку Русской драмы, это вполне удалось. Он — автор самой смелой трактовки легенды о великом украинском поэте.
Русская драма — театр вообще‑то консервативный. Его посещает русская культурная элита Киева, а Михаил Резникович, в свою очередь, посещает вечера русской поэзии и проявляет завидную осведомленность как в современной, так и в классической литературе. На своей сцене он, случалось, делал постановки по стихам Пушкина, и это вполне в его стиле.

Кроме того, именно здесь бывает рекордное количество звезд — как местных, так и приезжих. А какие здесь гастролеры!

Вот и в спектакле «Везде один» в постановке худрука со звездами дело обстоит хорошо. Главную роль исполняет один из самых любимых публикой украинских актеров — Петр Панчук, премьер труппы Театра им. Ивана Франко. Он уже играл Кобзаря в «Божественном одиночестве» Александра Белозуба, потом в «Тарас. Слова» Сергея Проскурни. Да что там, даже в детстве Петр Панчук в отцовских хромовых сапогах изображал маленького Тараса. Он и родился рядом с классиком — 7 марта. В свое время Богдан Ступка, тогда худрук Украинской драмы, назвал его своим штатным Шевченко. Однако сейчас это штатный Шевченко всея Украины.

Панчук — прекрасный актер, пластичный, обаятельный. Хоть в образе князя Мышкина, хоть в роли пана Возного. Долгие восемнадцать лет ему пришлось скромно поблескивать в массовке, пока его не отыскал Андрей Жолдак. Воскликнул «Эврика!» — и стал приглашать Панчука во все спектакли. А потом и прочие режиссеры увидели, как хорош он в самых разных ролях, и вот наконец мы видим его на афише спектакля «Везде один».

В этом году у нас также и 200‑летие Михаила Лермонтова. Великого русского поэта точно следовало почтить премьерой. Тем более что на 150‑летие празднование юбилея сорвалось — Хрущева отстранили от власти, и все были как‑то заняты. Хотелось бы видеть, как отзовется Театр русской драмы на это событие. Хватит ли пороху? Михаил Резникович, похоже, все резервы бросил на Тараса Григорьевича — порой кажется, что актеры рано или поздно не поместятся на сцене. Даже самого Шевченко здесь два — приглашенный Петр Панчук и местный Виктор Алдошин, русскоязычная версия Кобзаря.

Они участвуют в действе одновременно и говорят, чуть ли не перебивая друг друга — на самом деле дополняя. Четверо изображают резонеров — это уже напоминает античный хор. Светских дам и пейзанок пруд пруди — хорошеньких, в эффектных костюмах, резвых и милых. Сюжет прекрасно оживляют эпизоды, как бы взятые из Гоголя, которого Тарас Григорьевич читает на солдатчине, и приятные комические миниатюры. Кроме того, в спектакле много песенных номеров, и их тоже исполняют человек десять.

На сцене постоянно горят свечи — одновременно эмблема поэзии и символ веры, а для кого‑то и отблеск Майдана. Свечами заведует все тот же Петр Панчук, это похоже на шаманство.

Сознательные украинцы, знатоки и ценители Тараса Шевченко, возможно, ощутят несоответствие своего восприятия и режиссерской трактовки. Однако человеку, мыслящему себя в русской парадигме, наверняка именно это прочтение будет близко.

Киев,
Театр русской драмы им. Л. Украинки
17 апреля, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама