Відпочинок

выставки

Пока не все дома

Пока не все дома
МОДЕЛЬ ШЕСТИКОННОГО ЭКИПАЖА. НАЧАЛО XXI В., УКРАИНА
Фото: Константин Мельницкий

25 апреля в Национальном художественном музее Украины откроется выставка «Кодекс Межигорья», на которой публике будут явлены более 500 предметов, переданных из резиденции бывшего президента Виктора Януковича,
а также из дома экс-прокурора Виктора Пшонки

Одиозное поместье привлекло внимание музейщиков в начале марта, когда в силу интенсивной посещаемости Межигорья остро встал вопрос о сохранении наиболее ценных предметов. Несколько недель продолжалась работа представителей киевских музеев, в результате которой были отобраны различные объекты — книги, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иконы и ювелирные изделия. По большей части — подарки политиков и высокопоставленных чиновников, поэтому выставка свидетельствует не только о вкусе хозяина Межигорья, но и о культурном уровне его окружения.

Ограниченные во времени, вынужденные разбирать необъятные залежи разнотипных предметов, эксперты буквально на глаз отобрали лучшее из того, что оставалось в резиденции после бегства Януковича. Все эти предметы были свезены в Национальный художественный музей, где началась работа специалистов по определению их художественной ценности. Среди экспонатов выставки можно увидеть трипольскую вазу, часы и канделябры работы немецких и французских мастеров ХVІІІ-ХІХ веков, китайские резные композиции, множество российских и европейских анималистических сцен ХІХ — ХХ веков, оружие разных эпох и охотничьи трофеи. И хотя в целом это набор банальных и претенциозных вещей, в общей массе можно выявить настоящие шедевры — такие, например, как живопись Петра Кончаловского или керамика Пабло Пикассо, мейсенские фарфоровые вазы, старинные украинские иконы. После тщательного исследования, — а выставка на протяжении трех месяцев будет играть еще и роль лаборатории для специалистов, — работы, представляющие художественный или исторический интерес, будут переданы в музеи.

Выставка, составленная из предметов с «аурой» Межигорья, которое давно ассоциируется с бесстыдной роскошью, по‑настоящему уникальна и выходит за рамки обыкновенного музейного события. Представляя лишь малый фрагмент «сокровищ Межигорья», она передает атмосферу имения постсоветского авторитарного правителя начала ХХІ века. Кроме того, впервые на территории музея оказались вещи, которые в массе своей не тянут на статус высокохудожественных. То есть и после выставки они останутся предметами, представляющими только социально-культурный интерес. В этом определенная провокативность обусловленной «революционной необходимостью» выставки — от посетителей потребуется критическая позиция, в корне отличная от пассивного созерцания высокого искусства.

Необычность и определенную парадоксальность пребывания этого материала в музее подчеркнул куратор выставки (в сотрудничестве с культурологом Алисой Ложкиной), классик актуального искусства Александр Ройтбурд. В основу своей концепции он положил принцип инвентарной книги, перечня, описи — то есть тех типов систематизации, которые полностью исключают ценностную иерархию. Выставка, занимающая все 7 залов первого этажа экспозиции, производит впечатление череды своеобразных складских помещений, где от Книги света и времени можно перейти к Инвентаризации духовности, Реестру кумиров, Компендиуму тщеславия, Бестиарию и Гербарию, забрести в Посудную лавку или Этнографический закуток…

Пространство музейных залов преобразовано известными молодыми художниками Александром Бурлакой и Иваном Мельничуком, которые в своей практике критически переосмысливают различные публичные пространства. Они разместили предметы так, чтобы акцентировать внимание на их немузейной, неколлекционной сущности: шпалерная развеска картин, горы посуды, ряды кабинетных скульптур, забитые драгоценностями и книгами витрины... Все это призвано представить вкус диктатора, любившего охоту, домашний уют и поклонение подданных. Основная масса этих вещей была не интересна и не нужна Виктору Федоровичу, их задачей было лишь указывать на высокий статус межигорского властелина. Трудно не вспомнить легендарный золотой батон, уже ставший новым народным символом Межигорья: за годы существования название президентской резиденции стало синонимом безграничной и бесконтрольной власти, претенциозности, безвкусицы и жадности. Выставка показывает подлинное лицо власти — системы, в основе которой лежат страх, пресмыкательство перед сильным, коррумпированность и полное пренебрежение к человеческой жизни.

Киев,

Национальный художественный музей Украины — с 25 апреля

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама