Рок-виртуоз планетарного масштаба Стив Вай готовится взорвать киевскую сцену — и если будет в подходящем настроении, даже сломать об нее гитару-другую
Начиная с 1980‑х ежегодные рейтинги в профильных журналах неизменно выявляют в Стиве Вае как минимум гения уровня Петруччи, Фриппа и Мальмстина, как максимум — лучшего рок-гитариста из ныне живущих. Гитара в его руках — это свобода, красота, экспрессия, борьба, идеальный инструмент для воплощения приходящих в голову музыкальных идей. Идеи Стив формулирует в состоянии трансцендентальной медитации, и выражать их с помощью обычной шестиструнки ему с годами все сложнее. Поэтому не только музыка, но и инструменты Вая выглядят экзотично: в разное время он был замечен то сотрудничающим с компанией Ibanez (знаменитые «гитары с ручкой» серии JAM — его разработка), то обнимающим деку, из которой растут сразу три грифа. «Невозможно» — не его слово. Если ему нужно, чтобы гитара заржала, как лошадь, — будьте уверены: она заржет.
Начинал будущий гений гитары в первой половине 1970‑х с уроков игры у виртуоза Джо Сатриани, научившего его «превращать шум в музыку». В высшей рок-лиге Вай прописался в 18‑летнем возрасте в качестве участника группы Фрэнка Заппы. Кому‑то и этого хватило бы с головой, но у Вая было большое будущее, как то: сотрудничество с Дэвидом Ли Ротом и Джонни Лайдоном, Элисом Купером и Оззи Осборном, 17‑альбомная сольная карьера, знаменитые совместные туры G3 с Сатриани и другими гитарными светочами, многочисленные номинации на «Грэмми» (три из которых увенчались победой), саундтреки к кино и видеоиграм, 15 миллионов проданных пластинок, беспрецедентный концерт для электрогитары в сопровождении сотни музыкантов из Токийского симфонического оркестра…
Сплав играемой им музыки, довольно разной по характеру, Стив называет «наворованным отовсюду по чуть‑чуть». «Мой блюз родом с Венеры, мой джаз — из ада, моя классика — чистая выдумка, — уверяет музыкант. — Ближе всего я нахожусь к року и металу, но даже они у меня с извращениями».
Несмотря на специфическое чувство юмора, отливающееся в игривые пожелания фанатам а-ля «слушайтесь маму и используйте кондомы», свое кредо музыкант формулирует довольно скромно: «Делать нечто интересное, способное приносить другим людям чувство удовольствия». Композиторством и записью треков, разумеется, дело не ограничивается: Вая важно не только слышать, но и видеть. Его выступления — это захватывающие шоу с блестящим аккомпанирующим составом, где музыка дополняется вокалом (Стив очень прилично поет) и танцами с гитарой наперевес, а за сменой гримас американца, кажется, можно наблюдать бесконечно — запиливая соло, он настолько живо изображает лицом каждую сыгранную ноту, что на его концерте не заскучал бы и глухой. Порой Стив извлекает звуки не только пальцами, но и с помощью языка, что по отношению к гитаре смотрится почти как изощренная сексуальная практика — впрочем, почему «почти»? Гастрольные инструменты отвечают своему хозяину полной взаимностью: попробуй тут дай осечку — и тебя в запале расшибут об пол. Из других кунштюков присутствуют акустическая секция, многочисленные переодевания, сочинение музыкальных номеров вместе со зрителями и прочие сюрпризы — для каждого тура придумывается что‑то новое.
В этом веке Вай отбомбил в команде со своими постоянными музыкантами уже не одну сотню выступлений, и сыгранность они демонстрируют потрясающую. Не верите — откройте YouTube и ткните в любой из live-клипов. А лучше приходите на киевский концерт и пробивайтесь к сцене — не исключено, что виновник торжества по доброте душевной позволит и вам дернуть струну-другую на своем «Ибанезе». Чтобы играть, как Вай, надо, конечно, быть Ваем, но 15 секунд рок-славы еще никому не мешали. Vai, как говорится, not?
Киев, Sentrum
25 апреля, 19:00