На прошлой неделе в PinchukArtCentre открылись сразу две выставки, едва ли не впервые полностью посвященные актуальному украинскому искусству — то есть показу нас сегодняшних и анализу того, что мы переживаем прямо сейчас в нашей частной и общественной жизни. Групповая экспозиция «Страх и надежда», объединяющая трех победителей Премии PinchukArtCentre — Артема Волокитина, Никиту Кадана и Жанну Кадырову, продлится до 5 октября, а персональный проект Алевтины Кахидзе проходит до 22 июня в камерном пространстве «РАС-UA»
«Страх и надежда» — это три индивидуальных, очень разных высказываний художников, объединенных общим политическим и социальным импульсом. Задуманный еще до Майдана, проект подвергся серьезным коррективам, став в итоге отражением переживаний и размышлений, вызванных драматическими событиями на Майдане, в Крыму и Донбассе. Все три художника, начиная с 2009 года получавшие Премию РАС как перспективные молодые арт-деятели, продемонстрировали в этот раз творческую зрелость.
Жанна Кадырова, широко известная своими разнообразными работами из кафельной плитки и прочих «стройматериалов», в прошлом году представляла Украину на Венецианской биеннале. На этой выставке Жанна исследует тему конфликта и включает в экспозицию раннюю серию фотографий 2003 года «Атлеты», снятых в Крыму: фрагменты обнаженных мужских и женских тел с условными трафаретными фигурками, инсценирующими борьбу и насилие. Они выглядят слегка абсурдно на телах расслабленных отдыхающих, но роль этих забавных человечков резко меняется от соседства с другими объектами в экспозиции — серией коллажей «Толпа» (2013) и особенно — стеной-моделью карты Украины, созданной специально для выставки. «Толпа» — это 40 витрин с коллажами из газетных вырезок, где герои разных новостных разделов объединяются на одной плоскости по принципу группового портрета. Каждый коллаж крайне интересен для разглядывания: толпа в Иране и на Кубе разительно отличается от скопления людей в США, Великобритании или Франции. В данном случае коллажи символически изображают протестные акции по всему миру, нивелирующие социальную разницу их участников.
Центральная часть экспозиции Жанны Кадыровой — вырезанная из сгоревшей стены бывшей советской фабрики в Шаргороде карта Украины с отколовшимся фрагментом в форме Крыма, одна сторона которой — обугленные кирпичи, а другая заклеена старыми советскими обоями. Пастельные цвета и незамысловатые, наивные узоры резко контрастируют с неровными краями карты и особенно ее черной изнанкой, свидетельствуя о внезапности политических конфликтов, ломающих привычный уклад жизни обывателя.
Никита Кадан, как и Жанна Кадырова, принадлежит к поколению молодых художников, заявивших о себе на волне революции 2004 года и сосредоточивших свое внимание на критике идеологических и социальных противоречий постсоветской Украины. В РАС Никита объединяет в одном пространстве несколько своих проектов, созданных за последние пять лет. Разнотипные объекты складываются в некое подобие исторического музея, где за надежными толстыми стеклами витрин представлены фрагменты и следы недавнего прошлого. В частности, массовых протестов минувшей зимы — вызвавший их произвол власти отражен в посвященной милиции «посудной» серии «Процедурная комната» (графические изображения на тарелках), а также в новых изысканных акварелях со сценами избиения протестующих бойцами «Беркута». Две витрины — «Вчера, сегодня, сегодня» (2012-2014) и «Рабочие материалы. Вина изображений» (2014) — это подборка самых разнообразных предметов, от фотографий и книг до фрагментов облицовки метрополитена, которые, по мысли автора, свидетельствуют о власти идеологии: никакое изображение не существует вне политики, говорит Кадан, даже порнография и абстракционизм. Два объекта фиксируют собственно события Евромайдана: «Администрация. Макет» — уменьшенная модель забаррикадированного входа в одесскую ОГА, а «Музей революции. Вина показа» — это модель части Украинского дома, ставшего зимой эпицентром столкновений. А самый впечатляющий объект в экспозиции Никиты Кадана «Экспонат. Неразделимое» (2014) представляет собой огромный стеклянный куб с пеплом внутри. Искрящийся в лучах электрического освещения, пепел не требует никакого объяснения — он и связан с событиями прошедших месяцев, и в то же время универсален, лишен привязанности к месту и времени, даже по‑библейски символичен.
Харьковчанин Артем Волокитин всегда апеллировал к самым личным переживаниям, исследуя телесность и пространство в своих грандиозных гиперреалистических живописных работах. На выставке в РАС он впервые обращается к теме социальных потрясений, показывая три полотна, посвященные насилию и разрушению, двигаясь от ужасающей красоты взрывов («Необратимая красота», 2014) к обезличенному пространству линейной черной абстракции, которая не оставляет места жизни и человеку. Горе, лишения, безнадежность остро звучат в видео «Сестры» (2006‑2014), где четыре сестры оплакивают смерть матери, превращаясь в обобщенные образы плакальщиц, теряя связь с конкретной, частной ситуацией. Это растворение личного горя и утраты в безличной неотвратимости, которую несет война, — пафос экспозиции Волокитина.
Один голос
Персональная выставка Алевтины Кахидзе «TV Studios / Комнаты без дверей» является первой в цикле проектов «РАС-UA. Переосмысление», направленных на выстраивание индивидуальных связей между художниками разных поколений. В данном случае Алевтина отталкивается от важной для нее работы Василия Цаголова, который в 1990‑х разрабатывал собственную теорию «твердого телевидения» — то есть реальности, которая может быть сконструирована подобно телевизионной. Начинающая художница увидела одну из инсталляций Цаголова в начале 2000‑х, в бытность студенткой Академии искусства, и обрела в ней подтверждение правильности собственного способа воплощения придуманных реальностей в жизнь.
У Алевтины Кахидзе пространство одного из залов РАС превращено в диковинный мир, наполненный детскими грезами и фантастическими видениями. Нежно-зеленые стены и мягкий сиреневый ковер, лежащие тут и там книги Саймака, Ле Гуин, Лема, Стругацких отсылают к тому времени, когда девочка из Ждановки в Донбассе могла уйти от окружающей реальности только благодаря чтению научной фантастики. В этом идиллическом придуманном мире расположен и уголок посвящения Цаголову — подиум с фотографией и телекартинкой, которая эту фотографию повторяет. Впрочем, без подсказки художницы узнать источник вдохновения в работе Цаголова было бы трудно, — так меняет общая атмосфера зала несколько жесткую интонацию его работ 1990‑х годов. Голос самой художницы постоянно звучит в зале, она читает разные фрагменты текстов — реалистичных, но и невероятных одновременно, жизненных и в то же время как будто придуманных гениальным фантастом.
Инсталляция Кахидзе — о том, как связаны воображение и наша обыденная повседневность, это возможность для зрителя совершить фантастическое путешествие в сознание художника.
Два проекта в РАС кажутся совершенно не связанными между собой, но это впечатление ошибочно. В «Страхе и надежде» мы видим, по сути, первый глубокий анализ революционных событий, их воздействия на общественное сознание, а не простой показ художественных явлений Майдана. Алевтина Кахидзе, художница очень женственная и камерная в своем творчестве, также неожиданно опирается на один из самых беспощадных социально-критических проектов 1990‑х, в котором Василий Цаголов работал с темой насилия и роли масс-медиа в его идеализации. Опыт насилия страшен для культуры и художников, веривших в постепенное преобразование общества мирными средствами, в жизнетворческую силу искусства. Но художник может и должен говорить об этом страшном опыте, диагностировать посттравматический синдром и заставлять смотреть в лицо своим страхам, не теряя надежды. Отличающиеся ясностью замысла, актуальностью темы и взвешенностью художественных решений, выставки в РАС дают такую возможность — оглянуться назад, преодолеть тревогу и боль, поверить в будущее.
Киев, PinchukArtCentre
Групповая экспозиция «Страх и надежда» - до 5 октября
Алевтина Кахидзе, «TV Studios/Комнаты без дверей» - до 22 июня