В PinchukArtCentre открылась третья выставка в рамках долгосрочной программы «PAC-UA Переосмысление» — аудиовизуальная инсталляции Ивана Светличного «Субобраз».
Как и в предыдущих проектах, кураторы РАС предложили молодому художнику показать, каким образом в его художественном опыте преломились влияния и заимствования из творчества предшественников. После повествовательных «Переосмыслений» Алевтины Кахидзе и «Открытой группы» сейчас на четвертом этаже центра развернута минималистичная, основанная на компьютерном анализе потоков информации экспозиция о художнике как продукте интеллектуальных и биологических процессов.
Иван Светличный известен широкому зрителю не только как один из самых юных номинантов премии PinchukArtCentre 2011 и 2013 годов, участник престижных групповых проектов на Arsenale-2012 (Киев) и в легендарной донецкой «Изоляции», но и как автор очень сложных и технологичных объектов. Скульптор по образованию, он экспериментирует со звуком как способом создания объемного образа, задействуя не только традиционные трехмерные формы, но и перформанс, а также специфику конкретных пространств.
Новый проект Светличного для РАС — это полутемная комната с искривленными стенами, в центре которой находится абстрактная скульптура. И монументальный объект, и измененное пространство экспозиции пронизаны звуковыми потоками, которые постоянно модифицируются в реальном времени. То есть, заходя в комнату, зритель оказывается в неком замкнутом со всех сторон помещении без окон, большую часть которого занимает крупная скульптура в центре и в котором постоянно слышен вибрирующий монотонный гул.
Простая и лаконичная по форме, эта аудиовизуальная инсталляция требует пристального внимания, в ней важна каждая деталь и все может быть расшифровано при помощи привлечения знаний из сферы точных наук и биологии. Художественные влияния переосмыслены здесь очень комплексно, но при этом они — что особенно интересно — не выходят за рамки собственно арт-среды. В своем исследовании Светличный отталкивался от нескольких исходных понятий: «семья», в которой он является представителем пятого поколения художников, «учителя» как важный фактор в формировании художника, «среда», в которой он живет и работает. Они определили три линии, которые предоставили непосредственный материал для создания «Субобраза». Сначала было проанализировано 17 участков ДНК автора и его отца, известного харьковского художника Евгения Светличного. Следующую линию составило исследование картины, написанной отцом и Владимиром Шапошниковым, двумя учителями автора. Также был задействован материал художественной жизни — даты важных событий (первая работа, первая персональная выставка, крупные проекты и т. д.) и непосредственный анализ бактериологической среды мест, где эти события происходили (как достаточно устойчивого фона, активно влияющего на человека).
В результате получился поток цифр, из которых при помощи компьютерных программ были сформированы объект, звук объекта, пространство экспозиции и его звук. Форма скульптуры определена анализом картины и ДНК отца и дат событий, последние два фактора также определили конфигурацию экспозиционного пространства. Звук внутри объекта образован из ДНК художника и мест событий, а внешний звук — из картины, которую Иван Светличный понимает как связующее звено между художником и средой.
По замыслу автора, суть проекта заключается в осознании влияния и преемственности в художественной среде как многомерного потока информации, неподвластного личному анализу, поскольку сам исследователь находится внутри ситуации. Полученный в итоге точных расчетов визуальный образ далек от декоративности, он ближе к моделям химических формул, и в то же время его масштаб, форма и белизна поверхности не могут не напоминать о модернистских пластических поисках. Апелляция к научному опыту, уважение к «цифре» составляют не только интеллектуальную подоплеку проекта, но и становятся своего рода эстетическим мерилом, материальным свидетельством того, как наше представление о прекрасном меняется под влиянием компьютерных технологий.
Киев, PinchukArtCentre
до 5 октября