В Художественном музее открылась выставка трех лауреатов Премии имени Казимира Малевича «Места», учрежденная Польским институтом в Киеве и украинским Центром современного искусства. Премия впервые была вручена в 2008 году и с тех пор дает украинским художникам возрастом до 40 лет возможность поработать в Польше и приобрести новые профессиональные связи. Выставка проходила осенью 2013 года в Галерее Арсенал в Билостоке, а в Киеве планировалась к проведению в феврале-марте, но события на Грушевского скорректировали сроки, и она стала возможной только сейчас.
Ситуация в Украине изменила не только даты выставки, но и контекст — общество и музей, а также самих художников. Если в Билостоке это были очень личные истории, то теперь лауреаты — Алевтина Кахидзе, Стас Волязловский и Жанна Кадырова — высказываются на тему взаимоотношений индивидуума и общества и вовлекают в эти размышления зрителя.
Авторитетный польский куратор Моника Шевчик предложила задуматься: что есть место в понимании художников, что оно для них значит, как они связаны с ним? Алевтина Кахидзе в Польше показала свой проект, связанный с Музычами. Небольшое село под Киевом за несколько последних лет стало своеобразным художественным центром благодаря инициативе Алевтины и ее мужа Владимира Бабюка: здесь не только проходят дискуссии и арт-вечеринки, но живут и работают приглашенные из‑за границы художники и кураторы, активно погружаясь в киевскую художественную жизнь и в специфический мир сельского захолустья.
В музее Кахидзе построила интригу на том предположении, что, получив Премию Малевича в 2008 году, она могла бы за последующие годы изменить род занятий. Например, стать дизайнером, рекламистом, сценаристом сериалов или собирателем трав… Ее работы на выставке иллюстрируют эту возможную жизнь, в которой неизменным остается «место» художницы — Музычи. Но события извне активно вторгаются в ее изолированный комфортный мир: на покрывале в одном из залов Алевтина изобразила сцену зимнего противостояния на улице Грушевского, в центре которого оказался музей. Будучи непосредственным очевидцем событий, художница превратила свой беглый рисунок в своеобразный репортаж из горячей точки, разрушив границы между защищенным кругом своего дома-резиденции и непредсказуемой стихией протестных движений.
Жанна Кадырова представила свои монументальные композиции из серии «Неявные формы», над которой она работает уже несколько лет, и знакомые широкому зрителю не только по выставкам, но и по объекту в виде прожектора с бетонным лучом на Пейзажной аллее. Смысл их в том, что художница подменяет нематериальное (свет, тень) одним из своих любимых материалов — цементом, получая в итоге некую метафору отделения света от тьмы. На выставке в музее Жанна совершила «интервенции» в пространство, разместив два крупных ключевых объекта — телевизор и телекамеру с «лучами», упирающимися в углы залов, и несколько мелких, на первый взгляд незаметных предметов (вроде розеток и выключателей с «тенью»). Теперь уже не просто свет оказывается в центре ее внимания, а некие лучи воздействия на коллективное сознание: камера «охватывает» информацию, а телевизор «выпускает» — по мнению Кадыровой, их излучение в одинаковой степени мертвенно и инертно.
Работа Стаса Волязловского почти не претерпела изменений, а просто была адаптирована к музейному пространству. Херсонский художник прославился прежде всего своим долгосрочным проектом «Шансон-арт», основу которого составляли простыни с рисунками шариковой ручкой — что‑то среднее между криминальными татуировками и китчевыми рисунками. В это общее направление органично вписывается и представленный на выставке «Украинский уют» — набор банальных «красивых» предметов постсоветского интерьера (постеры, ковры со львами, статуэтки котиков и собачек, подсвечники с ангелочками и другое), обильно украшенных искусственными цветами, создающие в целом диковатое ощущение пестрой безвкусицы. Но это — только иронический антураж для видеоработ художника, демонстрирующихся на экранах телевизоров.
Особенно показательно видео о выставке живых обезьянок в Херсонском художественном музее, которое так или иначе возлагает ответственность за «уют» на культуру и ее публичные представительства.
Выставка «Места» интересна не только презентацией ведущих украинских художников, получивших признание в Европе, чьи работы хранятся в престижных музейных коллекциях Польши. Она представляет собой единую коллективную инсталляцию — три зала экспозиции художники использовали не как повод для изолированных высказываний, а как возможность соединить свои размышления в общем разговоре о месте художника, его видения в актуальной общественной ситуации.
Кроме того, это место, в которое вполне может войти зритель — примерить на себя «уют» Волязловского, подойти вплотную к объектам Кадыровой, посидеть на скамье, застланной дизайнерским баннером Кахидзе и понюхать чабрец и майоран из баночек. То есть «Места» — это рассказ о месте, которое обживает и наполняет смыслом не только художник, но и зритель, опираясь на свой опыт, задействуя все органы чувств, открываясь миру и собственной памяти.
Киев,
Национальный художественный музей,
до 22 июня