Том Круз в очередной раз спасает нас всех, но делает это гораздо лучше, чем обычно. «На грани будущего» — самый интересный и оригинальный блокбастер лета, которое подарит нам трансформеров и восставших обезьян.
У въедливого зрителя, который попытается сосчитать, сколько же раз герой Тома Круза погибает в этом сайенс-фикшене по роману Хироши Сакуразаки «Все, что тебе нужно — это убивать», с первого раза ничего не получится. В самом начале фильма бывший военный пиарщик Уилл Кейдж, которого без подготовки бросают в самое пекло постапокалиптической войны, не успевает провести на поле боя с инопланетянами-мимиками и нескольких минут, так что один и тот же кадр с напуганным лицом Тома Круза, очнувшегося в один и тот же день, как Билл Мюррей в «Дне сурка», — самый часто повторяющийся в фильме.
Кейдж вляпывается во временную петлю, после того как убивает своего первого мимика, и в его кровь попадает чужеродный эфир. Вооруженный орудием противника против воли, он использует свою уникальность, чтобы проникнуть во вражье логово (находящееся в Лувре, что само по себе смешно) и освободить Землю. Есть одна загвоздка — из Кейджа солдат никакой, он трус и мямля, и для Тома Круза, регулярно спасавшего мир во франшизе «Миссия невыполнима» и сайенс-фикшен-блокбастерах «Особое мнение», «Война миров» и «Обливион», эта роль смотрится почти как отход от привычного амплуа киногероя. Кейдж находит выход из положения, уговаривая образцового бойца Риту (Эмили Блант), героиню предыдущей битвы с мимиками, помочь ему научиться убивать тварей, чтобы пройти за день как можно более эффективный путь к победе. Так в фильме появляется романтический интерес, который, впрочем, зайдет не дальше предфинального поцелуя. Все‑таки «На грани будущего» — голливудское кино для всех возрастов, поэтому секс есть только на уровне диалогов (довольно, кстати, смешных).
Рассказывать сюжет «На грани будущего» — дело неблагодарное. Если в других фильмах есть один-два сюжетных спойлера, то тут они выскакивают каждую минуту — в том, насколько Кейдж успеет далеко зайти в течение этого самого одного дня, и заключается интрига.
Круз — типичный киногерой старой, доинтернетной эпохи, чья публичная фигура тщательно контролировалась пиар-службой. Но после нескольких неверных шагов — разговоров о сайентологии, прыжков на кушетке у Опры Уинфри — он вдруг превратился в парию для огромной аудитории, которая отказывалась видеть в его работе вымышленных героев и стала ассоциировать их с актером. Фильмы с его участием «Львы для ягнят» (2007) и «Рок на века» (2012) плохо прошли в прокате и были обруганы критиками. Тогда Круз сделал две вещи, которые помогли ему пережить плохие времена: сосредоточился на верняках (продолжения «Миссия невыполнима») и сайенс-фикшенах с хорошими сценариями и относительно скромными бюджетами. Официально фильм «На грани будущего» стоил около 110 миллионов (хотя сюда не включена пиар-активность перед выходом в прокат) — гораздо меньше, чем 200‑миллионная «Малефисента» с куда меньшим количеством экшена и стрельбы. Режиссер Даг Лайман умеет снимать и недорогое умное кино, и любимые миллионами блокбастеры с суперзвездами вроде «Мистера и миссис Смит», а сценарий Кристофера Маккуэрри к «Подозрительным лицам» единодушно считается профессиональной вершиной. Если «На грани будущего» выстрелит и принесет много денег студии Warner Bros., это будет означать, что нынешняя международная аудитория готова к новому кино с крепким оригинальным сюжетом, а этот фильм заслуживает того, чтобы считаться новой ступенью в развитии сайенс-фикшена — о нем думаешь еще долго, после того как вышел из кинотеатра, и хочешь пересмотреть, чтобы уложить в голове все сценарные ходы.
«На грани будущего»
Edge of Tomorrow
США, Австралия
Режиссер: Даг Лайман
В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Брендан Глисон, Билл Пэкстон
Также в кинотеатрах с 5 июня:
«Соседи»
Neighbors
США
Режиссер: Николас Столлер
В ролях: Сет Роген, Зак Эфрон, Роуз Берн, Дэйв Франко
Пацанская комедия о разнице в образе жизни 30- и 20-летних. Мак и Келли поженились, родили дочку, поселились в тихом районе и спланировали прожить спокойную взрослую жизнь. Пока в соседнем доме не появилась целая толпа студентов со всеми неприятными последствиями: вечеринками до утра, громкой музыкой, алкоголем, наркотиками и даже выброшенными на соседский газон под утро презервативами. Начинается игра на выживание с попытками примирения и межпоколенческими поп-культурными спорами.
«Босиком по городу»
Barefoot
США
Режиссер: Эндрю Флеминг
В ролях: Скотт Спидман, Ивэн Рэйчел Вуд, Трит Уильямс, Кейт Бертон
Романтическая драма об избалованном парне из богатой семьи, влюбляющемся в пациентку психиатрической клиники. Как ни странно, даже родственники героя отмечают, что наивная девушка начинает влиять на парня в положительную сторону.
«Роковая страсть»
The Immigrant
США
Режиссер: Джеймс Грей
В ролях: Марион Котийяр, Хоакин Феникс, Джереми Реннер, Дагмара Доминчик
Костюмная драма автора «Ярдов» и «Любовников» Джеймса Грея о польской иммигрантке Еве (Марион Котийяр), которая приехала в Америку и попала под влияние героя Хоакина Феникса, заставившего девушку заниматься проституцией. Спасение от ужасов бесправной жизни приходит в лице кузена мучителя (Джереми Реннер).
«Все и сразу»
Россия
Режиссер: Роман Каримов
В ролях: Никита Ост, Юлия Хлынина, Антон Шурцов, Александр Паль
Криминальная комедия о двух неудачниках, которым нужно инсценировать ограбление подставного наркокурьера, но все, естественно, идет не так. Зрители, уже знакомые со стилем режиссера Каримова («Неадекватные люди», «Вдребезги»), будут смеяться над шутками вроде: «Это не машина. Это «Жигули». Они вообще заведутся?»