В киевском Институте проблем современного искусства открылась выставка «Горизонты темпоральности», которая собрала работы как частых гостей столичных выставок — Александра Ройтбурда, Игоря Гусева, Бондеро или Антона Логова, — так и более «локальных», но не менее интересных одесситов — Стаса Жалобнюка, Ирины Бережко, Сергея Лыкова и других.
Еще в XVI веке один из крупнейших писателей эпохи Возрождения Франсуа Рабле сказал, что время — отец истины. Стоит ли говорить, что сейчас, пять столетий спустя этот тезис не утратил актуальности. Поиск истины остается задачей каждого приходящего поколения и особенно, если сузить наш фокус, — художников. Причем время и искусство — явления взаимодействующие: если время решает, обладает ли искусство бессмертием, то искусство, в поисках своего места в истории, берет время за основу своих исследований.
В эти поиски отправился и куратор выставки «Горизонты темпоральности» одесский художник Сергей Белик. Выставка открылась 19 июня в Киеве, в Институте проблем современного искусства, а до этого успешно экспонировалась весной в Одесском музее западного и восточного искусства. В одних стенах собраны несколько поколений художников-одесситов: от одного из отцов одесского концептуализма Леонида Войцехова и пришедших на волне 90‑х Александра Ройтбурда, Игоря Гусева, Дмитрия Дульфана до представителей поколения нулевых — Антона Логова, Альбины Ялозы, Ирины Озаринской — и совсем молодых, таких как Николай Лукин. Консолидация художественных сообществ всегда была отличительной чертой Одессы, и эта, можно сказать, семейная выставка — очередное тому подтверждение.
Просторный белый куб Института проблем современного искусства куратор очень плотно упаковал работами, преимущественно живописными. Первым зрителя встречает — и задает тон всей выставке — диптих Сергея Белика. Этот художник является участником творческого объединения «Gruppa» и киевскому зрителю мало знаком. Он много лет жил в Нью-Йорке, его творчество имеет признаки западных школ, а искусство ориентировано не на локальный арт-рынок. Статичность и «запыленность», размытость, характерные для упомянутого диптиха, равно как и остальных его работ (они доминируют в экспозиции), подводят зрителя к вопросу о времени. Само название выставки — «Горизонты темпоральности» — является ключом к пониманию кураторского замысла: Сергей Белик поднимает вопрос о том, каким образом художник, рисуя горизонт, запечатлевает на холсте «tempus». Иначе говоря, холст и краски — это инструменты для того, чтобы нематериальную категорию времени сделать осязаемой, телесной, доступной для физического восприятия зрителем.
Горизонты здесь разные. Вслед за живописной метафизикой Белика идут фотоэксперименты с маринистическими и урбанистическими пейзажами Олега Димова и Дмитрия Евсеева. Вот тяготеющие к абстракции полотна уже достаточно широко известной в столице Альбины Ялозы. Две ее работы из серии «Потерянный рай» (2012) — берег моря, закрытый угрожающей черной сеткой, — теперь кажутся предчувствием происходящих в Украине событий. Вот работы Антона Логова: абстрактное полотно — отсылка к авангарду начала XX века; огромный коллаж — разработки будущей «чистой» супрематической живописи; инсталляция — подвешенное мусорное ведро, в котором скомканы остатки журналов (возможно, из них и был собран коллаж). Создается впечатление, что Логов, дополняя живопись материальными элементами, нащупывает не только границы холста, но и возможность присутствия себя самого в произведении.
Интересно, что подписи к работам на выставке не так-то просто обнаружить. Такой ход поддерживает заданный «вневременной» импульс и оставляет зрителю пространство для собственной темпоральности. Две видеоработы от Мирослава Кульчицкого и Пауля М. Вашкау, не имея нарративов, хронометража и четкого сюжета, создают звуковой фон всему проекту — сюрреалистичный, отстраненный. Таким остается и общее впечатление от выставки. Вдали от Майдана, Донбасса, новостных лент одесские художники остаются верными себе в размышлениях о вечном. Их поиск истины — не в социальной или политической критике, а в традиционном созерцании.
Киев, Институт проблем современного искусства
До 31 июля