Сыграв за один год на всех шести континентах, самая успешная хеви-метал группа планеты Metallica не останавливается на достигнутом: в разгаре новый фестивальный забег по Старому Свету.
«Меня зовут Ларс Ульрих. Я родился в Дании. В 1980‑м, будучи подростком, переехал с родителями в Америку. Группу под названием Metallica я основал в 1981 году вместе с моим лучшим другом Джеймсом Хэтфилдом. В 1983‑м вышла наша первая пластинка, а к 1985‑му мы преодолели черту бедности. С тех пор мы достигли успеха в музыке и стали известными во всем мире».
Так начинается речь, произнесенная в 2001 году в сенате США одним из лучших барабанщиков на мировой трэш-метал сцене. Ульрих задался целью засудить интернет-компанию Napster, способствовавшую пиратскому распространению песни «Металлики», написанной для фильма «Миссия невыполнима 2» и попавшей в сеть до официального релиза. В результате тяжбы Napster разорилась, репутации же коллектива был нанесен большой урон: создавая прецедент с борьбе с интернет-пиратством, Ульрих и вокалист группы Хэтфилд, по сути, вступили в бой с собственными фанатами, многие из которых не простили седьмой по продаваемости группе США подобной скаредности (особо пикантно это выглядело на фоне того, что первый промоушен «Металлике» сделали именно пираты, в свое время с ураганной скоростью распространившие по всему миру кассетную демо-запись никому не известной группы).
Помимо борьбы за прибыль, у коллектива в тот период хватало и других проблем. Лидеры метал-сцены 1980‑х, давшие пинка напомаженному глэм-року и породившие моду на ураганно быстрый темп с замысловато-филигранными гитарными соло, в 1990‑е остригли хаеры и заиграли блюз-рок, чем распугали половину преданных поклонников. После стремительного взлета на заре творчества, обеспечившего группе место в зале рок-славы, ее механизм серьезно засбоил: выпустив подряд три пластинки, в пух и прах раскритикованные прессой, команда перегрызлась. Было все: и поливание друг друга помоями в интервью, и внутриколлективная дедовщина, и уход басиста Джейсона Ньюстеда, которого все это достало. В итоге один из основателей, Джеймс Хэтфилд, изгнанный из дома собственной семьей, отправился в бессрочный отпуск в реабилитационную клинику — лечиться от алкоголизма и прочих зависимостей. Распад некогда прогрессивной группы превратился в очевидную перспективу.
К счастью, этим история «Металлики» не закончилась. Музыканты нашли в себе силы завязать с наркотиками, дождались возвращения Хэтфилда, дали волю совместному творчеству (до этого лидеры коллектива диктовали остальным участникам свои взгляды на сочинительство песен) и выпустили в 2008‑м альбом «Death Magnetic», многими олдскульными фанатами расцененный как первый удачный ход команды за много лет: несмотря на то что «замедленная и облегченная» музыка, которую они делали в 1990‑е, способствовала привлечению массовой аудитории и финансовому процветанию группы, она же породила обвинения пионеров трэш-метала в продажности, так что даже сами экс-бунтари на каком‑то этапе признали, что излишне коммерциализировались. Неудивительно, что новый альбом, обещанный в 2014‑м, заключает в себе большую интригу: докажут ли Ульрих и Ко, что полностью исправились, или снова ударятся в спорные эксперименты?
Нельзя сказать, что авторы хитов «Master of Puppets» и «Whiskey in the Jar» все это время бездельничали: у них вышла совместная пластинка с Лу Ридом, а в прошлом году Metallica поразила всех, дав концерт в Антарктиде и прокатав по мировым кинотеатрам снятый Нимродом Анталом («Хищники») полуигровой фильм-концерт «Through The Never» — с привлечением голливудских актеров и со спецэффектами, да еще в формате IMAX. Ко всему прочему этим летом Metallica с успехом отыграла на Glastonbury, став первой «тяжелой» группой в истории знаменитого фестиваля. На новый альбом, однако, времени пока не нашлось: его выпуск откладывается до 2015‑го. Соло-гитарист Кирк Хэммет объясняет задержку обилием сырого материала: «У Джеймса сочинено 800 кусочков музыки, у меня — 400. Как только мы решим, что из этого хотим использовать, начнем превращать наши заготовки в хиты».
Несмотря на творческие проволочки, фанатам все же найдется чем подкормиться в текущем евротуре: у группы готова как минимум одна новая песня. «Название? — дразнится Ульрих. — Не думали над ним пока. Свежие песни мы зовем просто по номерам. Всегда так было, и не надо нам традицию пересирать!»
6 июля — Стивенидж, Sonisphere Festival
8 июля — Прага, Aerodrome Festival
9 июля — Вена, Krieau Rocks Festival
11 июля — Варшава, Sonisphere Festival
13 июля — Стамбул, ITU Stadium