В Национальном художественном музее открылась персональная выставка работ киевского художника Анатолия Сумара (1933‑2006). Это первая музейная презентация художественного наследия одного из ярких представителей отечественного андеграунда, охватывающая, по сути, все творчество мастера
Анатолий Сумар — личность, без преувеличения, легендарная. Будучи архитектором по образованию, в 1957‑1963 годах он создавал новаторские живописные работы, которые показал лишь однажды — на Республиканском смотре творчества молодых архитекторов 1962 года. Как оказалось, участие в этом не самом заметном мероприятии (выставка длилась только два дня в Доме архитектора) стало для него судьбоносным: он выступил на обсуждении выставки, чем привлек к себе внимание партруководства, а через год в центральной газете «Советская культура» было опубликовано выступление первого секретаря ЦК Компартии Украины Николая Подгорного, в котором был упомянут и Сумар. На волне развернувшейся борьбы с формализмом Подгорный подверг беспощадной критике творчество Ивана Драча, Саввы Голованивского, Виктора Некрасова и — неожиданно в этом же ряду — Анатолия Сумара. Возможно, причиной такого исключительного высокого внимания послужило и то, что в 1961 году молодой, но уже очень популярный поэт Евгений Евтушенко после посещения в Киеве мастерской Сумара назвал его «лучшим художником мира». Тогда же в мастерской художника побывал известный итальянский живописец Ренато Гуттузо, и с этого момента соответствующие органы взяли Сумара на заметку.
После 1963 года жизнь Сумара не пошла под откос. Его не уволили с работы в Академии строительства и архитектуры, даже дали новую отдельную квартиру — в семье уже было двое детей. Но художник на долгие годы оставил занятия живописью. Впервые имя Анатолия Сумара всерьез прозвучало только после перестройки — на масштабной выставке «Три поколения украинской живописи» в 1990 году, а персональные экспозиции состоялись уже в начале 2000‑х. Художник умер, так и не увидев свои работы в государственных музейных собраниях.
Основные работы Анатолия Сумара 1957‑1963 годов сохранила его семья, они составляют ядро нынешней выставки, развернутой в трех залах музея и насчитывающей около 60 произведений. Эти полотна, тонко балансирующие на грани фигуратива и абстракции, поражают внутренней свободой и высокой живописной культурой, редкой для времени, когда они создавались. Анри Матисс и Пабло Пикассо — основные источники вдохновения Сумара, их работы можно было в 1950‑1960‑х увидеть на выставках в музеях. Но отличное знание истории искусства, в частности, восхищение мастером XVII века голландцем Вермером Дельфтским, сильно ощущается в самом выборе мотивов картин Сумара: комната, стол, окно, — то есть всегда отобранный зрительный ряд¸ который автор систематизирует и выстраивает в соответствии с законами модернизма 20 века. Вот, например, своеобразная визитная карточка художника — полотно «Окно с кактусами» (1960). Разноцветные треугольники, ромбы, круги, полоски, прямые и волнистые линии, фигуры неправильной формы опираются на реальные прототипы (занавеска, подоконник, цветы), и в то же время реальность полностью преобразована творческой волей художника. Часто одни и те же формы переходят из картины в картину — вроде изображений фонарей в виде крестиков и кружков с лучами, наиболее часто повторяемых в городской серии («Улица Ленина», 1959, «Крещатик», 1959, «Владимирская горка», 1960, «Фонарик», 1960).
Контрастом к излюбленным мотивам 1957‑1963 годов — интерьерам и уличным сценам — выглядят камерные абстрактные композиции середины 1960‑х из цикла «Цвет и музыка». Прослушивая фуги Баха, Сумар последовательно наносил красками полоски разного цвета, передавая реальность музыки языком живописи. Несмотря на экспериментальный характер, эти работы тесно связаны с практикой современной художнику европейской геометрической абстракции, о которой Сумар, скорее всего, не знал.
В поздний период своего творчества Сумар возвращается к некоторым мотивам прошлого («Ах, Пабло!», 1993) или реставрирует старые полотна («Окно», 1959 — конец 1990‑х), пишет фигуративные портреты («Портрет женщины», начало 2000‑х). На выставке также представлены работы художника, которые показывают широту его творческих интересов — эскизы театральных декораций к пьесе Брехта «Трехгрошовая опера» (начало 1970‑х), а также виртуозные акварели из путевых альбомов начала 1960‑х и наброски 2000‑х.
Анатолий Сумар первым из выдающихся представителей украинского андеграунда 1950‑1980‑х годов вышел на уровень абстрагирования реальных форм, интуитивно продолжив линию отечественного авангарда, который тогда был полностью закрыт для показа. Его уникальная живописная система, выработанная в ситуации практически полной изоляции от мировых художественных процессов, и сегодня не теряет своей новизны и оригинальности.
Киев, Национальный художественный музей
до 21 сентября