Профессиональный биолог и путешественник Валерий Кеменов о ритуальных масках, чучелах убитых туземцев и трудотерапии в тюрьмах Палау.
C детства я интересовался всем, что связано с флорой и фауной: ловил и коллекционировал бабочек и жуков, собирал марки и монеты с изображениями животных. Это повлияло и на выбор профессии — я профессиональный биолог и зоолог. После распада СССР, когда появилась возможность выезжать за рубеж, сразу начал много путешествовать. Из первой же поездки в Египет вернулся с крокодилом — провез его за пазухой. Экзотические животные — главное направление моего коллекционирования. Собственно, этим я и зарабатываю на жизнь: моя передвижная выставка «Чудеса природы» существует уже 16 лет.
Маски я начал коллекционировать тогда же, хотя первый экспонат появился у меня намного раньше. В юношестве моему знакомому попала в руки книга «Маски и скульптура Тропической Африки», написанная директором Института Африки и Азии Анатолием Громыко — сыном председателя президиума Верховного Совета СССР. Знакомого заинтересовала африканская маска смерти из Конго — и он вырезал из дерева для меня неплохую копию. Эта маска висит у меня на стене среди трех сотен других, привезенных из поездок. Больше всего меня интересуют экзотические, особенно тропические страны. Основная цель всегда — посмотреть флору и фауну, но и мимо интересных масок пройти не могу. К каждому путешествию тщательно готовлюсь, так что еще до прибытия на место много знаю о местной природе и культуре. У большинства народов мира существует переходящий из поколения в поколение пантеон масок. Когда мастер делает новую — это всегда точная копия старой. По-настоящему старые образцы сохранились в единичных экземплярах: чаще всего в музеях. Не имея хороших инструментов, еще полвека назад аборигены вынуждены были вырезать маски из мягких пород дерева. Жара, влажность и насекомые быстро превращали такие изделия в труху. Для одной такой изъеденной шашелем старой африканской маски мне пришлось даже арендовать морозильный ящик: воздействием холода я решил уничтожить все вредоносные организмы. К счастью, этот образец удалось сохранить.
Хорошие режущие инструменты — долото и стамески из каленой стали — появились у туземцев относительно недавно. Теперь они мастерят маски из твердых пород дерева, которые могут храниться веками. Помимо дерева, для изготовления масок местные жители используют различные недорогие материалы — шкуры животных, кости, бумагу, глину. Из Камбоджи я привез ритуальную маску из папье-маше. Индонезийские маски делают из пальмового дерева. Внутри есть кожаный язычок, чтобы можно было держать маску зубами. Из Малайзии я привез маску, сделанную из корней бамбука. Племена из Зимбабве исполняют национальные танцы в огромных масках в человеческий рост. Такие маски плетутся из лозы и обтягиваются кожей. Жители Папуа — Новой Гвинеи тоже используют огромные маски, только глиняные. Как папуасы в них двигаются, ума не приложу.
Кстати, из глины чаще всего делают погребальные маски: их кладут на лицо умерших при захоронении. У меня есть несколько таких, сделанных индейцами из Анд. А самая известная погребальная маска фараона Тутанхамона сделана из чистого золота и весит 110,4 кг. Украшали лица умерших правителей и ацтеки с инками — помимо золота, они использовали для инкрустации бирюзу и нефрит.
Общение с духами почивших соплеменников посредством масок больше всего распространено у африканцев. Узнать маску смерти несложно — она или с закрытыми глазами, или белого цвета, который считается на Черном континенте цветом смерти. Некоторые племена считают такие маски своими оберегами, полагая, что с их помощью умершие защищают ныне живущих родственников от бед и напастей. Есть категория африканских масок, которые исключительно редко попадаются на глаза туристов. В местных племенах их достают лишь несколько раз в году по особым праздникам, на которые чужаки обычно не допускаются. У африканцев есть и свои тайные общества, для членов которых делают специальные маски. О выносе таких масок из хижины шамана извещает специальная музыка. И все непосвященные сразу прячутся по хижинам, в противном случае их могут и убить. Только тогда начинаются праздничные ритуалы.
В некоторых племенах маски смерти используют, чтобы наказывать провинившихся. Шаман к таким людям даже не притрагивается, сила самовнушения у наказанных такова, что некоторые, взглянув на маску, вскоре умирают. Подобные маски аборигены не продают: туристам предлагают лишь те, что уже утратили свою силу, либо маски, сделанные специально на продажу.
Среди масок, предназначенных для приезжих, очень популярны так называемые маски-марьяж. Это скульптурное изображение мужчины и женщины — в виде барельефов или масок. На западе Африки марьяжи по традиции дарят на свадьбу. Взглянув, как именно они висят в доме супругов, можно с легкостью определить, кто в семье главный. Если изображение мужчины находится выше изображения женщины — значит, главенствует супруг, если выше расположена маска женщины — супруга. Есть специальный вид расположения масок, сигнализирующий о супружеской ссоре: барельефы вешают затылками друг к другу.
Самые лучшие в Африке места для покупки масок — огромный музей в кейптаунском порту и местный рынок, куда съезжаются мастера со всего континента. За $ 30‑50 там можно купить настоящие шедевры. Самые дорогие маски стоят не более $ 100, но на интернет-аукционах цены на такие экспонаты в 10 раз выше. Там я ничего не приобретаю — только скачиваю фотографии для расширения своего каталога. Бывало, пополнял свою коллекцию после посещения киевского слета коллекционеров, регулярно проходящего в выставочном центре рядом с метро «Левобережная». До недавнего времени новые экспонаты регулярно появлялись после посещения Крыма, где я со своей выставкой экзотических животных последние 16 лет проводил летние месяцы. В приморских городах моряки и их родственники за бесценок выносили на рынок интереснейшие маски. Самая дорогая маска обошлась мне в $ 1500. Я купил ее на Цейлоне. Это большая медицинская маска, которая для тамошних целителей — все равно что диплом врача. Местные жители верят, что все болезни вызывают демоны, каждый из которых имеет свое обличье. Всего их 18. Когда человек приходит с жалобой на какие‑то недуги, знахарь берет определенную маску и с ее помощью «изгоняет» хворь. В уменьшенном виде все демоны расположены на большой медицинской маске. Она очень красивая — покрыта минеральными красками, которые мастер изготавливает самостоятельно. Также на Цейлоне популярны маски, увенчанные кобрами. Они охраняют от всяких напастей и от сглаза и зачастую висят над дверным или оконным проемом.
Маски-обереги — самый распространенный вид масок в мире. Помимо защиты от различных неудач, многие из них призваны помогать в работе. У меня есть полинезийская маска — покровитель мореходов с острова Палау. Она сделана из твердого дерева, инкрустирована перламутром из раковин и украшена двумя морскими коньками и черепахой. У местных считается, что это добрые существа, которые приносят удачу. Такие маски используются в интерьере эллингов. Кстати, многие экземпляры на Палау я приобрел в местной тюрьме. У них заключенные в качестве трудотерапии вырезают маски из твердых пород дерева, которые потом полируют до зеркального блеска.
Однажды из‑за своего увлечения масками я и сам чуть не попал в криминальную историю. В джунглях Амазонки индейцы шуар предложили мне купить тсантса — засушенные головы врагов племени. Убив неприятеля, они снимают с него скальп, извлекают череп, зашивают ротовое, носовые и глазные отверстия, а затем чем‑то набивают кожу головы. Полученное чучело коптят над костром до тех пор, пока оно не усохнет до размеров апельсина, а потом носят на поясе или щите. Я отказался от оригинала и купил реплики. Индейцы не говорят, из какого материала они делают их, но реплики очень похожи на настоящие чучела. На эквадорской таможне мой багаж вывернули наизнанку: искали наркотики, а нашли эти головы. Видели бы вы выражения лиц пограничников, когда они их достали! Будучи уверенными в том, что это оригиналы, они пошли совещаться, но вскоре вернулись разочарованные, отдав мне эти сувениры.
Многие интересуются, не страшно ли мне хранить все эти маски у себя дома. Есть знакомые, которые боятся у меня ночевать, — вспоминают фильм «Ночь в музее». Понять их можно, ведь предназначение масок — произвести впечатление, потому они зачастую так агрессивно и выглядят. У меня же они вызывают только положительные эмоции. Для меня это всего лишь сувениры, которые напоминают о путешествиях. Единственный минус: в квартире уже практически не осталось места, чтобы их размещать, — хоть на потолок привинчивай. Мои маски заняли один зал Запорожского областного художественного музея. Его директор узнала о моей коллекции и попросила сделать экспозицию, названную «Магия маски». Пришлось готовиться, систематизировать свои экспонаты. Теперь у меня семь папок, в каждой из которых по 100 страниц информации. Желания сделать эту выставку передвижной у меня нет. Денег на этом не заработать, да и без масок квартира выглядит как голая.
Сейчас я планирую новые путешествия: пока будет позволять здоровье и время — хочу ездить. Я еще не был в Новой Зеландии, хочется попасть в Бразилию. А еще с содроганием думаю о том, что мне еще что‑нибудь подарят и я начну это коллекционировать. Например, самовары или подсвечники. Ведь кроме масок и экзотических животных, я еще собираю раковины моллюсков, юбилейные монеты Украины, а с недавних пор — предметы, связанные с историей грамзаписи. Что поделать: просто не могу остановиться.