Белорусский бэнд «Серебряная свадьба» везет в украинскую столицу программу «Кабаре в квадрате», призванную показать, что кабаре — это не только канкан
На сцене в окружении группы мужчин со струнными, ударными и духовыми инструментами топчется миловидная брюнетка, комкая в руках гармошку-концертину. «Пойду, пойду по мостовой губить мужчин бровями, чтобы забыли стыд и совесть и покой, со мной слегка соприкоснувшись рукавами», — выводит она голосом звонким, точно скрипка.
Лидер белорусской группы «Серебряная свадьба» Светлана Бень более известна в миру как Бенька, а коллектив ее известен как «фрик-кабаре-бэнд». Бенька исполняет ироничные, грустные по сути, но задорно упакованные песни о непростой женской доле, без напряга беря высокие ноты, которыми, кажется, можно резать металл; у нее пачка альбомов, обширная фестивальная история и гастроли по десяткам городов России, Украины и Европы. Параллельно Светлана ставит кукольные спектакли в собственном передвижном театре «Картонка», сочиняет стихи, которые отказывается цитировать на публике ввиду их нецензурности, воспитывает двух дочек и работает над тематическими концертными программами для «Серебряной свадьбы». «Я все время нахожусь в различных видах деятельности, — говорит певица. — Только что отыгран концерт, уже надо делать спектакль, только что отыгран спектакль, уже надо делать новую программу… Сделана новая программа — надо делать книжку… Все движется в прекрасном потоке, и в итоге я ни от чего не устаю».
Будучи трех лет от роду, Бенька столкнулась на улице с Анной Герман, и та, узнав о желании девочки стать клоуном, пожелала ей удачи на артистическом поприще. Как в воду глядела. Первоначально музыкальные порывы Светланы реализовывались без собственной группы; кабаре-бэнд же возникло в порядке шутки в 2005 году, когда Беньке захотелось поздравить своего друга с днем рождения живым концертом. Вопреки ожиданиям коллектив не развалился после разовой акции; какое‑то время в нем тасовались участники, но в итоге был подобран идеальный состав, крепкий и неразлучный все последние годы.
По образованию Бень — театральный режиссер. Это определяет. И глаз уже не удивляется, видя на сцене притащенные с барахолок винтажные чемоданы с разнообразным реквизитом (у солистки их целая коллекция), шапку для подаяния на длинной палке, визуальные эффекты и виртуозные импровизационные вставки в давно обкатанных номерах. Программа «Кабаре в квадрате», с которой «Серебряная свадьба» едет в Киев, не новая — впервые она была представлена публике еще в 2009‑м, однако от той ранней версии сегодня практически ничего не осталось: сменились декорации, костюмы, сценические решения, даже песни. Осталась нетронутой лишь концепция, запрягающая в одну повозку французское и немецкое кабаре, расцвет которых пришелся на период между двумя мировыми войнами. Скрепляющим материалом служат собственные песни коллектива, созданные под влиянием все той же музыки начала прошлого века и потому удачно влившиеся в подборку. По словам Беньки, «в программе есть песни, которые переведены, есть песни на языке оригинала, есть песни, музыка к которым сохранилась, а есть те, музыку к которым мы написали сами»; в результате получилось «нечто такое электро-панковое и диско-панковое, помноженное на франко-немецкие традиции», «ревю-концерт с элементами спектакля, где все номера подчинены одной идее и задаче — показать кабаре с различных сторон, развеять шаблонное представление о нем как о жанре сугубо развлекательном». Общий посыл творчества «Серебряной свадьбы» — «принять удар, увидеть себя с этими слезами, кровью, разбитым лицом в смешном виде, и не жалеть себя, а посмеяться над собой даже в самой страшной ситуации» — хорошо работает здесь, ведь «темы и виды кабаре невероятно разнообразны и сочетают в себе комичное и трагичное в равной мере».
Зрители, не знакомые с этим сугубо западным явлением, порой не знают, как на него реагировать, но есть и такие посетители концертов, которые, почуяв свободу, «балуются, падают на пол, задирают ноги и устраивают какие‑то шуточные потасовки или безумные танцы». Подобную непосредственность группа только приветствует, предлагая всем отрываться по полной: в самом деле, если музыканты любят подурачиться, почему публика у сцены должна себя ограничивать? «Заломы рук, закаты глаз — я вам устрою декаданс! — вибрирует под клубными сводами пронзительный Бенькин вокал. — Мои загадки, мои порывы и припадки — для вас, для вас!» И зал ревет, отбивая ладони.
Киев, Зеленый театр
29 августа, 20:00