Авто

тест-драйв

Jaguar презентовал новую модель спорткара: E-type Lightweight

Jaguar презентовал новую модель спорткара: E-type Lightweight

Это облегчение и в прямом, и в переносном смысле. Теперь автоколлекционеры разом преодолеют муки выбора и будут точно знать, во что вложить заработанное непосильным трудом. Неважно, кто на что копил, потому что тратить все равно придется на новейший Jaguar E-type… 1964 года в облегченной спецификации Lightweight.

Завершившийся 19 августа на калифорнийском курорте Пеббл-Бич «конкурс элегантности» — одна из трех самых престижных фестивальных площадок мира. Задуманный как вернисаж автостарины, Pebble Beach Concours d’Elegance за последние 10 лет стал еще и местом презентаций самых неординарных моделей вроде Bugatti и McLaren. Производители элитарной техники полюбили «курортное» мотор-шоу за его шикарный антураж и концентрацию коллекционеров, понимающих, что за хороший автомобиль не жаль и $ 2 млн, а за очень хороший — и все $ 20 млн.

Одним из главных шоу-стопперов нынешнего PBСЕ стал редчайший спорткар E-type Lightweight — ровно полвека назад Jaguar вместо обещанных 18 выпустил только дюжину таких моделей. Теперь каждый уцелевший экземпляр в силу своей эксклюзивности (обычных E-type продали 72,529 тыс.) стоит от $ 2 млн. Но звездой выставки стал не один из сохранившихся, а новенький экземпляр, собранный накануне выставки. С появлением подразделения JLR Special Vehicles Operations британцы намерены выполнить давнее обещание и достроить недостающие экземпляры — благо на складе до сих пор сохранились все шесть пронумерованных шасси и кое‑какие комплектующие.

Феррари против

В июньском номере «Авто» (№ 093 от 20.06.2014) мы рассказывали о рождении самого первого суперкара — Ferrari 250 GTO. Так вот катализатором его появления стал именно E-type, точнее, паника в Маранелло, случившаяся после его презентации. По словам автора GTO Джотто Биццарини, менеджер по продажам Ferrari Джироламо Гардини вернулся с Женевского автосалона, где презентовали «ешку», на грани истерики и ходил по заводу, рассказывая всем, что «англичане побьют нас со своим новым GT». Когда газеты с отзывами о новинке дошли до Энцо Феррари, он оперативно сколотил команду из девяти конструкторов и механиков, которые в глубокой тайне (вне территории завода) преступили к разработке «Е-убийцы».

Кстати, Комендаторе, всегда пренебрежительно относившийся к британским командам и производителям, именуя их не иначе как «гаражники», за завораживающую магию линий удостоил E-type титула «Самый красивый из существующих автомобилей». Хотя при создании кузова КБ во главе с Малкольмом Сейером гналось отнюдь не за внешностью (что сплошь и рядом позволяли себе сами итальянцы), а исключительно за функциональной аэродинамикой — на предыдущем месте работы Сейер создавал истребители и бомбардировщики. Удивительное сочетание идеальных пропорций с обтекаемыми и при этом мускулистыми формами создало незабываемый образ. E-type тут же стал излюбленным автомобилем бомонда, а впоследствии и символом эпохи 1960‑х, свидетельством чему — более полусотни главных автомобильных ролей в кинофильмах.

14 лет — не срок

И хронологически, и по алфавиту, и конструктивно герой нашего рассказа стал продолжением чрезвычайно успешного семейства чисто гоночных моделей Jaguar (C-type и D-type), принесших марке всемирную известность победами в суточном марафоне 24 Heures du Mans в 1951, 1953 и 1955‑1957 гг. «Ешка» рождалась в эйфории триумфов и была призвана продолжить золотую летопись до того малоизвестной марки. Поэтому не стоит удивляться, что она вобрала в себя все лучшее от предшественниц: характерные пропорции и обводы кузова-монокока от C-type и начинку от D-type, включая проверенную годами и гонками 3,8‑литровую «шестерку», 4‑ступенчатую МКП и независимые подвески с дисковыми тормозами на всех колесах. Прототип спорткара, показанный Сейером хозяину Jaguar Уильяму Лайонсу в 1957‑м, так пришелся последнему по душе, что тут же решено было конвертировать его из чисто гоночной модели в серийную. Причем сэр Лайонс был настолько уверен в успехе, что заложил относительно небольшую маржу в отпускную цену, объявив девиз «Неординарные достоинства за ординарную цену». И действительно, никогда прежде столь высокодинамичный автомобиль не был так доступен: за треть цены Ferrari 250 GTO (£2,1 тыс. / $ 5,6 тыс.) покупатель получал качественно собранный и надежный, благодаря промышленным объемам производства, спорткар, разгоняющийся до 241 км / ч, со сногсшибательной внешностью. И если C-type и D-type в силу их гоночной карьеры были отмеряны считаные годы жизненного пути, то их наследник продержался на конвейере 14 лет, побив все рекорды продаж как для самой марки, так и для подобного типа автомобилей.

Даже в середине 1970‑х, когда мода сделала виток в противоположную сторону «практишер-квадратишера», грациозный аэростиль E-type ничуть не утратил привлекательности. А погубила модель нацеленность на американский рынок, больше других пострадавший от нефтяного кризиса, — в конце жизненного цикла спорткар откровенно обрюзг, обзаведясь 5,3‑литровым V12, «автоматом», увеличенной базой и вторым рядом сидений.

Облегчая участь

Со спортивной карьерой, несмотря на многообещающее начало, у «дикой кошки» так же не заладилось. Распущенная после победного «Ле-Мана» 1955 года (тогда из‑за аварии и гибели 84 человек едва не запретили автоспорт как таковой) гоночная команда больше не собралась. Наспех подготовленные E-type «ушли в частный сектор» — в конюшни американских дилеров Jaguar Брюса Каннингхема и Кйелла Квейла, да состоятельных энтузиастов вроде Питера Линднера. В 1962‑м пара «ешек» даже заняла в суточном марафоне 4‑е и 5‑е места, уступив только трем чисто гоночным Ferrari, построенным специально для этой гонки. Две из них назывались Ferrari 250 GTO.

И тогда за дело взялся сам Сейер: благодаря алюминиевым несущему кузову и блоку цилиндров масса модели уменьшилась с 1256 кг до 1031,4 кг. На отдельных экземплярах спорткара были модифицированы шасси и применена система механического впрыска топлива Lucas, а древнюю 4‑скоростную «механику» Moss заменила полностью синхронизированная 5‑ступенчатая КПП от ZF. Увы, в плане динамических характеристик все версии Lightweight уступали и прямому конкуренту, и даже D-type. Особых гоночных лавров они не снискали, и год спустя Лайонс прикрыл лавочку, тем более что серийные E-type (для продвижения которых и задумывался Lightweight) и так расходились на ура.

Модель для сборки

На этом история всенародной любви к культовой модели не закончилась. С одной стороны, об этом свидетельствуют постоянно растущие цены на сохранившиеся образцы, с другой — многочисленные реплики «ешки», которые делали и делают по всему миру ретрофиттеры Lyonheart, Elegant, AME, Challenger, Lunx. Разумеется, самыми желанными среди коллекционеров стали именно «недоделанные» версии в силу своих более выдающихся технических характеристик и эксклюзивности. Те шесть законсервированных экземпляров, по словам экс-амбассадора бренда, а ныне гендиректора отдела специальных заказов JLR Special Vehicles Operations Джона Эдвардса, все эти годы не давали покоя поклонникам марки. Наконец в мае, одновременно с появлением подразделения Jaguar Heritage, призванного среди прочих задач поднять престиж бренда, было решено дособрать партию. «E-type — легендарный автомобиль, а Lightweight — самая желанная модель из всех, — объясняет Эдвардс. — Завершение 18 запланированных к производству авто через 50 лет после начала выпуска! Такую возможность мы не могли упустить».

Особенностью проекта были жесткие технические рамки. Ведь чтобы не считаться репликой или, боже упаси, «новоделом», старый-новый Lightweight обязан не просто на 100 % соответствовать оригинальной комплектации, но и быть созданным с соблюдением всех технологий производства полувековой давности. Для создания цифровой модели — чтобы воспроизвести оригинал с точностью до миллиметра — конструкторам пришлось в буквальном смысле разобрать один из сохранившихся экземпляров до винтика и полностью его отсканировать. Но с методами производства и материалами дела обстояли куда сложнее: приходилось не только вспоминать, как именно собирали автомобили 50 лет тому, но и из чего — какими были составы алюминиевых сплавов, аутентичные способы соединения деталей стального каркаса и наружных алюминиевых панелей, рецептуры клеев и красок… Только при соблюдении всех этих нюансов можно было говорить именно о возобновлении выпуска. Если у подопечных Эдвардса все пройдет по плану, то шестерка будет сертифицирована FIA для участия в гонках исторических автомобилей, а приоритетное право на покупку Lightweight (по цене $ 1,86  млн) получат коллекционеры «ягуаров».

Старое-новое

Возникает логичный вопрос: зачем крупной компании, за раз тратящей десятки миллионов долларов на презентации и участие в тех же выставках, вся эта головная боль? Ответить на него журналу Capital Time помог наш старый знакомый Гарри Меткалф, создатель культового британского журнала Evo и один из самых уважаемых экспертов по «автомобилям для души». «В прошлом году я продал свое дело и теперь консультирую Jaguar Land Rover Special Vehicles Operations в качестве советника, — раскрыл тайну своего исчезновения Меткалф. — Задача отдела специальных заказов — не только производить уникальные, лучшие автомобили в мире. Она куда шире — удовлетворить самые взыскательные пожелания и потребности поклонников наших моделей. И я нахожу проект возрождения Lightweight по старинному заводскому алгоритму чрезвычайно увлекательным. Это отличная возможность заявить о талантах SVO — помимо гарантийных, реставрационных и восстановительных работ для классических моделей подразделение сосредоточится на удовлетворении фантазий самых взыскательных клиентов. Точнее на воплощении их индивидуальных заказов по дооснащению «ягуаров». Параллельно подопечные Эдвардса занимаются созданием лимитированных и топовых версий на основе серийных Jaguar и Range Rover, для чего ангажированы 150 инженеров во главе с Полом Ньюсомом, в портфолио которого суперкары Jaguar C‑X75 и Nissan GT-R Nismo плюс целый ряд болидов «Формулы-1» команды Williams. Первенцами SVO станут лимитированная серия трекового родстера Jaguar F-Type Project 7 и 550‑сильным Range Rover Sport SVR, которые также дебютировали в Калифорнии. Так что у нас будет еще не один повод вернуться к жизнедеятельности Special Vehicles Operations и классическим моделям легендарной марки. Тем более что наследник Lightweight — среднемоторный суперкар XJ13 — так и не пошел в серию из‑за того, что единственный собранный экземпляр был разрушен во время испытаний. Но теперь мы знаем, что в Jaguar Heritage трудо­устроены настоящие кудесники от реинкарнации.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама