На прошлой неделе в Малой галерее «Мистецького Арсеналу» открылась выставка под названием «Дрессированные глитчи». Куратор Янина Пруденко, известный киевский медиатеоретик, впервые объединила идеей глитч-арта несколько поколений украинских и российских художников, которые представили работы в разных техниках — от живописи и вышивки до компьютерных игр и интерактивных инсталляций.
Понятие «глитч», возникшее еще в далекие 1960‑е во времена Американской аэрокосмической программы как описание возникающих при фиксации явлений искажений и помех, прочно вошло в обиход в 1990‑х. Слово обозначает то же, что и привычный нам «глюк» — некая ошибка, сбой в работе компьютерной программы. Раздражающие при работе помехи стали в последние годы предметом серьезного интереса со стороны художников, открывших в них новые эстетические возможности. Теперь глитчи создаются преднамеренно, чтобы затем любоваться странностями «потусторонней» компьютерной жизни, распадом высокоорганизованного машинного мира и потрясающей красотой пиксельных шлейфов и следов на экране, которым позавидовал бы самый взыскательный художник-абстракционист.
На выставке «Дрессированные глитчи» представлен широчайший спектр создаваемых и управляемых сбоев с художественным смыслом. Среди работ есть и такие, где эффект глитча возник сам собой, но восхитил автора и остался в своем «естественном» виде — это касается фотографий Ивана Цюпки, классика медиа-арта 1990‑х, а также работ известной молодой художницы Алины Якубенко, которую заинтересовали «визуальные галлюцинации» ее глючащего айфона.
Неожиданными на подобной «высокотехнологичной» выставке выглядят работы художников в традиционных медиа, возникшие, впрочем, напрямую под влиянием глитч-арта. Например, Олеся Трофименко представила живописное полотно с неким портретом, где лицо издалека кажется результатом неудачной фотосъемки, смазавшей изображение, а вблизи становится ясно, что этот «дефект» создан вполне рукотворно — вышивкой.
Не менее интригующе смотрятся небольшие экраны с изысканными цифровыми абстракциями, напоминающими некие органические формы, — авторства известного львовского художника и врача Аскольда Кучера, создающего эти изображения на УЗИ-оборудовании. Это своеобразная ультразвуковая графика, в которой монохромное или цветное изображение возникает при помощи звуковых волн высокой частоты и открывает красоту невидимых структур внутри физического тела, их статику и динамику.
Молодые художники Федор Балашов из Москвы и Елена Роменкова из Санкт-Петербурга создают при помощи глитча своеобразные цифровые пейзажи и портреты. У Балашова цветные складчатые структуры кажутся фантастическим и в то же время странно знакомым пространством, а Роменкова искажает свои собственные изображения, в итоге получая нечто прямо противоположное гламурной «чистоте» отфотошопленного портрета.
Среди приглашенных из России мастеров глитча первое место несомненно принадлежит Алексею Шульгину, московскому художнику, который является признанным гуру медиа-арта 1990‑х и пионером сетевого искусства. На открытии выставки он продемонстрировал свой знаменитый цифровой перформанс «WIMP» начала 2000‑х, где самые обычные значки интерфейса Windows, приведенные в движение под музыку, дробящиеся, множащиеся и распадающиеся, становятся образами иных миров, где знакомое изображение почти невозможно распознать. Кроме того, в содружестве с московским художником Аристархом Чернышовым Шульгин в 2008 г. создал интерактивную инсталляцию «Out of Сontrol», которая будет работать все время выставки. При помощи «мышки» на экране компьютера можно преобразовать знакомые вещи до неузнаваемости, двигаясь в соответствии с логикой ошибки — все дальше и дальше от реального изображения.
Привлекательность глитч-арта, который еще недавно был достаточно маргинальным течением, состоит в беззаботной игре различными возможностями форм и текстур. Интерес к ошибке в компьютерной системе — день ото дня все более совершенной и могущественной — связан не только с внушенным Голливудом страхом «восстания машин», но и с почти детским желанием использовать технологии не по назначению, открывая изнанку и новые измерения компьютерного мира. И, конечно, не последнюю роль играет демократический характер этого искусства — ведь с глюками айфонов и планшетов сталкивается каждый, важно только заметить и зафиксировать невероятную красоту внезапного преображения цифровой реальности.
Киев, Малая галерея
«Мистецького Арсеналу»
До 30 сентября