Сегодня в Украине количество незарегистрированного оружия в руках населения растет быстрее, чем ухудшаются дорожные условия. А значит, грядет увеличение спроса на бронированные полноприводные автомобили. Очень кстати 15 сентября стартуют продажи Audi A8 Security — единственного на сегодня седана высшего класса со всеми ведущими колесами.
На территории бывшего СССР принято менять представительские «колеса» так же, как и айфоны, — сразу после выхода обновленной версии. Но вот с их самыми эксклюзивными и дорогими — бронированными — версиями то и дело возникают 8‑9‑месячные задержки. Сертификация подобных моделей в многочисленных отраслевых ведомствах вроде Бундесвера или НАТО не терпит суеты.
Так уж получилось, что первое же покушение на пассажира автомобиля навсегда переписало историю мира. В 1914 году сербский студент-радикал Гаврило Принцип застрелил австрийского эрцгерцога Фердинанда с супругой княгиней Софьей, что дало повод Австро-Венгрии и Германии развязать Первую мировую войну. Которая, в свою очередь, послужила мощнейшим катализатором развития столь специфической отрасли, как бронирование гражданских моделей. Парадоксально, но на момент того покушения именно автопроизводители этих империй дальше всех продвинулись в деле создания панцервагенов (с нем. — «бронеавтомобиль»), предлагая модели сразу с несколькими уровнями защиты.
Репутационные риски
Audi примкнули к этой суровой и немногочисленной касте вместе с Mercedes-Benz. В 1928 году для частного заказчика T. R. C. N. (конспирация!) они инсталлировали в ясеневый каркас лимузина Horch 8 Typ 375 семимиллиметровые пластины из легированной стали, способные противостоять револьверным пулям.
Сегодня у «колец» есть целое подразделение Audi Security Cars International, базирующееся в Некарзульме, где штат из ста высококвалифицированных конструкторов, баллистиков и подрывников разрабатывает хитроумнейшие системы защиты для семейств Q7, Audi A6 и A8. Причем последняя модель доступна и как седан, и как лимузин (с перегородкой за передним рядом сидений) со стандартной и удлиненной колесной базой. Предлагаемые уровни защиты для всех моделей — от B4 до В6 / B7 согласно европейской классификации. По словам приоткрывшего нам военную тайну Фрица Паклеппа, отвечающего в Audi Security за продажи, ежегодно в Некарзульме собирается до 500 единиц колесной бронированной техники, которая продается в 41 стране мира. Паклеппа говорит, что в последние десять лет количество импортеров растет, и прогнозирует скорое смещение спроса на продукцию его компании из Западной Европы в Восточную, в частности в страны бывшего СССР.
Внешние отличия защищенного по самому последнему слову лимузина ценой под от €520 тыс. — припухшие боковины шин, зачерненные рамки окон, чуть иная форма капота, фар, радиаторной решетки и патрубков выпускной системы
Для Audi подготовка панцервагенов — не столько прибыльный бизнес и инжиниринговый вызов, сколько вопрос престижа, ведь BMW и Mercedes также во всю защищают свою продукцию. Сразу после того как в 1998 году глава правительства Германии Герхард Шредер пересел на А8 Security, его примеру последовали все федеральные канцлеры. Сегодня у компании из Некарзульма клиент № 1 — самая влиятельная женщина мира Ангела Меркель. Правда, первые лица политикума — не только отличное промо, но и колоссальная ответственность, ведь если следственная комиссия сочтет, что в гибели находившихся внутри панцервагена есть доля вины изготовителя, то последний вынужден будет платить семьям погибших немалые пенсии. Не говоря уже о колоссальном моральном и имиджевом уроне, который ляжет тенью на всю продукцию с эмблемой Audi.
Poker face
Раньше бронировщики не стыдились демонстрировать, что та или иная модель оснащена комплексом защитных мер. Считалось, что тем самым отбивается охота у радикально настроенных субъектов вроде Принципа и Ли Харли Освальда насильственно изменить ход истории. Но сегодня абсолютное большинство ателье придерживается прямо противоположной доктрины. Во-первых, не стоит облегчать задачу потенциальным киллерам, раскрывая карты раньше времени. Во-вторых, известным людям незачем привлекать к себе излишнее внимание. Поэтому определить, что перед ним не гражданский A8, а защищенный по самому последнему слову панцерваген ценой под € 520 тыс. сможет разве что специалист. Универсальных примет две: припухшие боковины покрышек и зачерненные рамки окон, выдающие их бронированную суть. Родовые признаки А8 Security — чуть иная пластика капота, слегка измененные формы фар, радиаторной решетки и патрубков выпускной системы. Внутри изменений вообще не счесть, но из салона также видна лишь вершина айсберга: куда более толстые, чем обычно, двери да заниженный потолок. Ибо главное отличие заводской бронировки от многочисленных ретрофиттеров (от англ. retrofit — «модифицировать») как раз в возможности радикально вмешиваться в конструкцию. Более того, в последние годы «кольца» практикуют разработку защищенной версии параллельно с конструированием гражданской модели.
Так специалисты Audi Security уже на стадии сварки остова заменяют обычные элементы силовой структуры усугубленными — из 9‑миллиметровой горячеформованной бронестали, арамидных материалов, керамики и алюминия особого сплава (их рецептура держится в секрете), избавляя автомобиль от лишних деталей «скелета». Тем не менее вес капсулы безопасности, на которую (в отличие от ретрофиттерных версий А8) замыкается силовая система кузова, тянет на 720 кг, что в два раза больше всего алюминиевого остова серийного А8. Дело в том, что помимо собственно капсулы, необходимо защитить все имеющиеся стыки, по определению являющиеся слабыми звеньями любой фортификационной системы. У новейшей A8 Security листы брони скрепляются внахлест, тем самым обеспечивая двойную защиту стыков в самых критичных точках. Применение арамида в сочетании с баллистической сталью не только гасит энергию пули и защищает от осколков, но и исключает риск получить ранение от поврежденных частей внутренней обшивки.
В связи с повышением в последние годы требований по кумулятивной защите (существует даже тест-подрыв с использованием манекенов) алюминиевые пороги теперь усиливаются стальными профилями. Днище, также выполняемое из «крылатого металла» засекреченной марки, дополнительно прикрыто 8‑миллиметровой бронеплитой, которая не только защищает ходовую часть и силовой агрегат, но и выдерживает подрыв трех ручных гранат в районе заднего сиденья. Точно такая же монолитная бронеплита укрывает пассажиров сверху, обеспечивая защиту от взрыва на крыше связки из двух гранат.
Магнитогорск
А теперь представьте, сколько весят автомобили от ретрофиттеров, вынужденных «защищаться по факту», то есть просто приваривая защиту к несущим элементам кузова. А ведь недостаточно крепко зафиксированная броня может сама стать элементом поражения.
Еще одно принципиальное отличие A8 Security — полностью алюминиевый кузов, что помимо серьезной экономии веса (а значит, возможности использовать дополнительные средства безопасности), лишает злоумышленников шанса что‑либо «примагнитить» к такому автомобилю, например мину или радиомаяк.
Еще одна уникальная черта A8 Security — его трансмиссия. Ведь какой бы совершенной ни была система защиты, ее эффективность удваивается, если автомобиль способен продолжать движение даже после нападения.
Повторимся: на сегодняшний день «ингольштадский экспресс» — единственный бронированный лимузин высшего (В6 / В7) класса защиты с системой полного привода. Никто из конкурентов на такое сочетание еще не отважился. Благодаря всем ведущим колесам у «восьмерки» гораздо больше шансов, чем у прямых конкурентов — BMW 760Li High Security и Mercedes S600 Guard, — покинуть зону нападения.
Фирменная система ведущих колес quattro завязана с соответствующим образом перепрограммированной пневмоподвеской и системой контроля курсовой устойчивости, что позволяет покинуть зону нападения даже на полностью спущенных (читай — пробитых) покрышках. Точнее, всячески помогает им оставаться работоспособными — на A8 Security используются уникальные колеса и покрышки (€ 10 тыс. за комплект) с системой PAX, обладающие усиленной кордой и смонтированными внутри бандажами из особой литой резины. Да, с такими спецсредствами максимальная скорость «восьмерки» с любыми из двигателей (W12FSI, 6000 куб. см, 500 л. с. и V8TFSI, 4000 куб. см, 435 л. с.) ограничена 210 км / ч. Но в случае чего — а случаи бывают разными — такая конструкция позволяет продолжать движение со скоростью 80 км / ч даже на полностью разгерметизированных покрышках. Как опять‑таки по секрету признался Паклеппа, на самом деле РАХ позволяет ехать на полностью простреленных шинах с куда большей скоростью. Например, на 150 км / ч порядка двух-трех минут — считается, что этого вполне достаточно, чтобы покинуть зону нападения.
Еще одно ноу-хау, причем запатентованное, можно классифицировать как средство контрнападения. Саламандра (кстати, символ полноприводной системы quattro) в момент опасности жертвует частью хвоста. А8 Security при экстренной эвакуации, если двери заклинило или заблокированы, отстреливает их наружу при помощи пиропатронов.
Безопасности много не бывает
О том, что кашу маслом не испортишь, говорит сертификация государственного баллистического испытательного центра в Мюнхене, подтвердившего соответствие модели высшему из существующих классов защиты VR7 (стандарт DIN / EN 1523). Она была испытана на взрывоустойчивость в соответствии с положениями ERV 2010 («взрывоустойчивые автомобили»), согласно которому автомобиль должен выдерживать стрельбу из автоматического оружия, принятого на вооружение в странах НАТО. Защита остекления Audi A8 Security в два раза превосходит требования стандарта B6, а заднее стекло выдерживает три попадания бронебойно-зажигательными пулями из СВД. Кое в чем «восьмерка» соответствует даже критериям класса VR 9 и VR 10 и российским сертификатам ОТТС (ГОСТ РФ Р50963-65) и протоколам баллистических испытаний, которые считаются более актуальными тому арсеналу, которым сегодня располагает криминальный элемент на территории бывшего СССР.