Трудно представить, что кому‑то еще неизвестно, кто такие Dakh Daughters, и что надо говорить об этом киевском авант-герлз-бэнде очевидные вроде бы вещи. А ведь бэнду всего‑то двадцать пять месяцев от роду
На всякий случай: Dakh Daughters — проект-самоделка, вызревший внутри театра «Дах», чисто женская команда жанра фрик-кабаре, где вместо «четырнадцати ног и много секса» — четырнадцать (а то и больше) акустических музыкальных инструментов и много театра. Других команд такого формата в Украине нет, а женских бэндов такой убойной силы нет, похоже, во всем том пространстве, где умеют сочинять и слушать одновременно на украинском, русском, английском, польском и немецком.
Семь девушек монтируют тексты, которых они знают много в силу пропитанности современной драматургией, и делают музыку, в которой варятся во многом благодаря этому же обстоятельству, полностью сами. У них пластика хорошо владеющих профессией актрис и десятилетняя привычка к перформансам: то есть буквально прямо из примерки каких‑нибудь очков в предбаннике «Даха» вырастает целое представление, в котором контрабас или пианино подразумеваются как неотъемлемые бытовые вещи вроде табуретки — жаль, что она не издает музыкальных звуков. В сплаве с этим — несколько комплектов сценических одежд, не мешающих двигаться, тщательно продуманный (от шрифтов вековой давности до скорости смены кадров) видеоряд на огромном экране, правильный звукорежиссер за пультом где‑то в невидимом далеке, некоторые продюсерские идеи Влада Троицкого. Dakh Daughters выросли внезапно два года назад и сейчас совсем молодые. И вместе с тем будто всегдашние.
Так и должен работать архетип женственности. У Dakh Daughters это женственность городских пород: то в белых платьицах в духе Одри Хепберн, то в темных балетных пачках (с намеком больше не на балетный класс, а на шахтеров художника Арсена Савадова), то в атласных кринолинах, то в черных трико, как у гимнасток дотрикотажной эры. При этом их лица для пущей условности выбелены, как у актеров традиционных театров — вспомнишь и японский кабуки, и мучнистую маску Пьеро, и французских мимов, — а на ногах белые хореографические спецколготки.
Ожидаемо, что нутро у отменно поющих пай-девочек, благонравных дам и даже фей из бара соответствует идее «в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, все ведьмы». И Dakh Daughters в этом не подведут, много раз убедительно перевоплотившись при помощи фольклорных голосов, извечной женской ярости, заклятий, барабана grand cassa, кабацкого разгула и цитат из Шэгги и Bomfunk MC’s.
Так песня за песней, чаще от приличного к разнузданному, а иногда и наоборот, от кликушеских воплей к чеканной радиосводке, они нанизывают весь концерт. Здесь не только любой фокус из обширного загашника фронтвуменш «ДахиБрахи», «Перкалабы» и «ТаниТани», но и любая лажа превращается — путем утрирования — в фирменную фичу. Срежиссированно все в одно большое действо словно «само собой», по привычке делать законченный спектакль, свободно миксуя салон с целомудренностью, панковский тяжеляк — с блеском, непринужденность совместного дуракаваляния — с превосходными рефлексами ежедневного совместного труда. И, в сущности, все равно, с какой песни они начнут и какой закончат. На обороте режиссуры и заданности — импровизация, в которой Dakh Daughters понимают как никто. И можно полностью доверять сказанному за час до концерта: «Какой песней закончим — не знаем. Может быть, «Розу» повторим, с нее все началось». В смысле, два года назад.
Кажется, им, как и нам, зрителям, до смерти надоели безголосые и гламурные селебрити от шоу-биза, потому и лица спрятаны под сплошным гримом. Зато вокал — в самых разных техниках — что надо. Посещение концерта Dakh Daughters по воздействию эквивалентно занятию «основательно надраться в хорошей компании», только в голове звенит от ясности и любви.
Киев, Sentrum
21 и 22 октября, 19:00