Нынче внешность ох как обманчива. На первый взгляд X-Trail третьего поколения — уже не тот: вместо прежней маскулинности теперь сплошной паркетный unisex. Но перелицевав старый-добрый кроссовер под субтильный Qashqai, японцы все‑таки не решились замахнуться на святое — на редкую синергию универсальности внедорожника и управляемости легкового автомобиля. Такой конь не снился даже Буденному
«Никогда не читайте до обеда советских газет», — советовал коллеге профессор Преображенский. «Никогда не читайте пресс-релизы перед тест-драйвом», — говорим мы.
«Новый X-Trail сохранил внедорожные возможности на уровне своего предшественника, — вещает пресс-релиз. — И при этом вобрал в себя лучшее из опыта компании в создании лидирующих на рынке кроссоверов Nissan Qashqai, Juke и Murano». На самом деле ничего он не вобрал, ибо родился намного раньше всех вышеперечисленных товарищей.
X-Trail с авангардным, но при этом строгим дизайном и столь передовой системой полного привода, что легко выдержал два переиздания, — настолько он полюбился покупателям, — появился в 2001 году. В одной только Европе изначальные планы реализации были перекрыты вдвое, и всем охочим приходилось записываться в очередь. Стоит ли удивляться, что оба раза (в 2007 и 2010 годах) работа над ошибками скорее походила на разминирование — дизайнерам приходилось омолаживать облик под аккомпанемент угрожающего хора клиентов, требующих «ничего не менять». Даже когда стало понятно, что бренду позарез необходим именно городской кроссовер и именно гольф-класса, главный босс Nissan Карлос Гон не позволил резать золотую курицу. Он дал добро на разработку новой модели с нуля — неслыханное расточительство для человека, гордящегося прозвищем Costkiller — «Убийца издержек». Так на свет появился Qashqai. X-Trail же остался при своих: при брутальной внешности и очень интересной системе автоматически подключаемого полного привода All Mode 4x4. Благодаря электронному управлению электромагнитной межосевой муфтой и множеству других систем ее даже сейчас можно приравнять к «интеллектуальным» трансмиссиям — за эти годы принципиально ничего не изменилось. Разве что теперь в самом внедорожном из трех режимов крутящий момент перераспределяется в соотношении 50:50 против прежних 57:43. Как и раньше, у All Mode 4x4 предусмотрено три преднастройки: переднеприводная 2WD, промежуточная Auto c молниеносным (за 0,1 с) подключением заднего моста при проскальзывании одного из колес или при резком ускорении плюс блокирующая межосевую муфту Lock. Плюс противобуксовочная система, выполняющая функцию блокировки межколесных дифференциалов, то есть отбирающая тягу у буксующего колеса.
По ездовым ощущениям новичок стал еще более легковым — особенно на высоких скоростях. Как явствует из названия, система Active Engine Brake помогает замедляться за счет торможения двигателем (в Украине их пока три — бензиновые 2.0 и 2.5 плюс дизельный 1.6 dCi), что особенно актуально при скоростном прохождении поворотов или экстренном торможении
Так что по «железу» это все тот же старый добрый X-Trail. И это здорово, потому что с каждым днем подобных универсальных автомобилей все меньше. Разве что в угоду американскому рынку, где ценятся семиместные исполнения, в районе заднего дивана у него колесная база «икса» подросла на 76 мм. Но нам такие модификации, памятуя слабую востребованность Qashqai +2 у украинцев, поставлять не будут. Особенно прибавку пространства почувствуют колени сидящих во втором ряду: помимо небольшой «растяжки» конструкторы уменьшили толщину спинок передних сидений. Кстати, средний диван теперь расположен по‑театральному — несколько выше передних, а двери открываются почти на 90 градусов, что удобнее не только для комфортной посадки / высадки, но и при установке и снятии детских кресел; и, разумеется, упрощает проникновение пассажиров на третий ряд.
«Новый X-Trail выглядит так же убедительно и законченно, как его предшественник, но получил некоторые черты кроссовера, а также стал более экономичным и стильным. Он может похвастаться новыми технологиями и исключительно высоким уровнем комфорта и благодаря сочетанию этих качеств становится новым эталоном в чрезвычайно конкурентном сегменте компактных внедорожников». И снова попытка выдать желаемое за действительное. Это предшественник выглядел убедительно и законченно, поскольку изначально рисовался «мачистым» — в стиле флагманского Patrol, а благодаря паре рестайлингов образ окончательно заматерел. Третья же генерация рисовалась с оглядкой даже не на общий корпоративный лик, а конкретно на всеобщего любимца Qashqai. Причем внутри отличить старшего от младшего еще труднее: тот же инструментарий панели приборов, трехспицевый руль, мультимедийный центр и воздуховоды климатической системы.
Что ж, с коммерческой точки зрения и в плане сокращения издержек подобное сходство с бестселлером полезно для продаж. Да, unisex сейчас в приоритете — вспомните неприятную метаморфозу, которую пережила Micra — мол, для глобального скачка продаж ее должны хотеть не только барышни. И теперь микролитражка похожа на всех и сразу. Странно другое — Nissan понадобились сразу два кроссовера идентичной внешности и схожего размера — ведь X-Trail и Qashqai покоятся на одной платформе.
Конечно, для большинства покупателей — тех, кто пересаживаются на Qashqai и X-Trail с малолитражки или вообще покупают свой первый автомобиль, — все эти исторические выкладки неинтересны. Так, мещанское брюзжание. Им просто нужен кроссовер, который в состоянии заехать туда, где легковушка пасовала, но и не более того — достаточно посмотреть весьма живописный, но от того не менее адресный проморолик — http://www.youtube.com/watch?v=AeJY9K58TPI.
Вопрос в другом — самобытный лик «икса» легко выделялся на фоне засилья обмылков, у которых от перемены мест бейджиков ничего не менялось. А вот овал Ford, Kia Toyota или Subaru на радиаторной решетке X-Trail вызвал отторжение.
«Автомобиль оснащается рядом электронных систем, которые превосходят ожидания покупателей компактного внедорожника и делают новый X-Trail еще более комфортным и безопасным: две из них используются впервые, а третья в настоящее время устанавливается только на автомобили премиум-класса — Infiniti M». А вот здесь подписываемся под каждым словом. По ездовым ощущениям новичок стал еще более легковым — особенно на высоких скоростях. Как явствует из названия, система Active Engine Brake помогает замедляться за счет торможения двигателем (в Украине их пока три — бензиновые 2.0 и 2.5 плюс дизельный 1.6 dCi), что особенно актуально при скоростном прохождении поворотов или экстренном торможении. Другое ноу-хау — технология компенсации продольных кренов Active Ride Control, жонглирующая жесткостью амортизаторов с проворством карточно-мандаринового иллюзиониста Амаяка А. Акопяна. Infiniti поделился системой помощи при прохождении поворотов Active Trace Control — для уменьшения эффекта недостаточной поворачиваемости она индивидуально притормаживает внутренние по отношению к повороту колеса.
«Созданный на основе богатых традиций Nissan в разработке внедорожников и с учетом опыта мирового лидера в области создания кроссоверов, новый X-Trail меняет представления о сегменте компактных SUV». Трудно понять, как может модель, появившаяся на рынке, скажем так, не вчера, изменить представления. Разве что своей ценой — но это исключительно благодаря доброй воле украинского дилера, «заморозившего» курс доллара на уровне февраля. В итоге сегодня прайс на кроссовер начинается с очень привлекательных на фоне конкурентов 380 тыс. грн. При этом новый X-Trail обещает стать одним из наиболее богато оснащенных автомобилей на рынке на момент старта продаж в следующем году. В нашем случае это 6 подушек безопасности, кондиционер, круиз-контроль с ограничителем скорости, система помощи при старте в гору, легкосплавные диски и т. д.
С проходимостью у него тоже все в порядке. Ради чистоты эксперимента мы загнали новичка туда, где в свое время мучили его предшественника. Автомобиль не спасовал ни перед одним из препятствий, будь‑то овраги, буераки или песок прибрежной полосы.
«К премиальным особенностям интерьера относятся элементы отделки хромом, металлом и поверхности с полированной черной отделкой. Опционально предлагаются тканевая обивка сложного плетения, а также отделка кожей с контрастной декоративной прострочкой». Про премиальность это они зря. Представление ниссановских боссов о «высоком стиле» вполне открыто демонстрирует линейка кроссоверов Infinti. И это действительно премиальность. Перечисленные же пресс-релизом качества давным давно являются нормой и у немецких, и у японских конкурентов.
«Предшественник новой модели был одним из бестселлеров компании, поэтому ожидается, что и новая модель внесет значительный вклад в реализацию среднесрочного бизнес-плана компании Nissan Power 88, который рассчитан на период 2011‑2016 гг.». И это чистая правда. У X-Trail все для этого есть. Включая «успешную» внешность, как бы ни было грустно адептам модели. Увы, таковы реалии современного массмаркета — право на жизнь есть только у моделей-миллионников. И если две первых генерации за 12 лет нашли 1,72 млн покупателей, то теперь, по словам Гона, все будет куда масштабнее. Ежегодный план реализации — порядка 450 тыс. «третьих» X-Trail. И тут уже не до нишевой внешности — он обязан нравиться всем. Даже тем, кто раньше и не помышлял о покупке автомобиля.