Пионеры нью-йоркского гангста-рэпа бывали в Украине уже неоднократно. В этот раз, однако, Onyx едет в гости не только со старыми хитами, но и со свежим материалом — впервые за последние 10 лет у группы вышел новый альбом
В 1990‑е годы депрессивное творчество парней из Onyx, без прикрас описывавших жизнь деклассированных элементов, имело немало почитателей в бывшем СССР. Название группы и логотип — корявый злой смайлик — с вызовом носили на футболках и царапали на стенах, а редкие клипы благоговейно передавались из рук в руки на затертых пиратских VHS-записях ужасного качества. Не было рекламы, не было официальных продаж альбомов, не было интернета, однако любой мало-мальски интересующийся музыкой подросток знал, что Onyx — это так же круто, как Nirvana, Prodigy и Depeche Mode.
Собравшуюся в конце 1980‑х группу после первого же сингла приметил Джем Мастер Джей из Run DMC. Он помог новичкам записать дебютный альбом «Bacdafucup» (1993), который отпугнул все радиостанции, но был с восторгом принят публикой: миллион пластинок расхватали меньше чем за месяц. Молодая рэп-команда имела крайне брутальный имидж: черные одежды, крик вместо читки, злобно-анархичные тексты про безрадостную жизнь, траву, пушки и гетто-разборки были их визитной карточкой. Чтобы завести публику на концертах, «отморозки из Квинса» не останавливались даже перед стрельбой в потолок. Редкий диджей в те годы осмеливался завести культовый трек «Slam» без того, чтобы не спровоцировать массовые беспорядки с потасовками; неудивительно, что производители депрессивного музыкального «жесткача» заняли в сердцах меломанов призовые места наряду с Тупаком, Dr Dre и прочими олдскульщиками. «Мы говорим от лица всех тех людей, чья жизнь полна боли, людей, которые ежедневно вынуждены бороться за существование», — поясняли авторы, выдавая на-гора очередной хит с рефреном: «Жизнь на острие ножа, полная опасностей, мы живем в таком дерьме, что нам плевать на частности».
В нулевые годы популярность Onyx несколько поблекла: времена менялись, вкусы аудитории тоже. Члены группы часто отвлекались на съемки в кино и сериалах и не очень‑то усердствовали в производстве новой музыки: после 2003‑го они выпустили лишь две пластинки, составленные из би-сайдов, не вошедших в первые альбомы. Планы брутальной троицы по скрещиванию хип-хопа с рок-н-роллом так и остались планами (хотя нельзя исключать, что обещанный пять лет назад альбом «Black Rock» когда‑нибудь все же появится на свет). Концерты в США уже не приносили хороших денег — тут и пригодилась заокеанская слава, выросшая на пиратских записях. Onyx стал совершать регулярные наезды в Европу. «Слетать сюда — это как снова в 1990‑х оказаться, — признавался один из основателей коллектива Фредро Старр. — Граффити везде, пацаны на концертах танцуют брейк, и энергетика такая, будто ты реально в прошлое попал. Вот за это мы Европу и любим». Парни из Квинса не скрывают, что по эту сторону Атлантики их сегодня принимают гораздо лучше, чем дома. Они свободно вворачивают в разговоре труднопроизносимые топонимы вроде Днепропетровска, записывают совместные треки с российскими рэперами и подумывают о продюсировании какой‑нибудь местной группы, с помощью которой можно было бы раскачать русскоязычную диаспору в США. Одно время хип-хоперы даже планировали перенести штаб-квартиру Onyx в Старый Свет, поближе к своей основной аудитории, но разговоры о покупке недвижимости где‑нибудь в Амстердаме пока ни к чему не привели, и жить Фредро Старр и его напарник Стики Фингаз продолжают в США. Там же они записали и новый, шестой по счету альбом.
Группу не удовлетворяет современное состояние американского рэпа. «Хип-хоп уже не тот, — жалуются они. — Нью-Йорк — место, где все зарождалось, но сейчас на тамошних радиостанциях доминируют рэперы с Юга. Это очень обидно. Вот почему в новом альбоме мы решили вернуться к языку улиц, к сумасшедшей музыке 1990‑х, когда хип-хоп был действительно крутым». Затея удалась: свежая пластинка под названием «Wakedafucup» (2014) — первая, в которой не принимал участия покинувший группу Сони Сиза, — была признана критиками редким в наши дни «тру хардкором» и «одним из самых значимых рэп-событий этого года». Этот альбом группа и везет в Киев, обещая снова как следует встряхнуть фанатов и задвинуть за плинтус всех конкурентов по цеху. «Многим американским рэперам сложно приехать в Украину, это очень далеко, — говорят Фредро и Стики. — А нам нравится здесь тусоваться, радовать всех своим творчеством, качать залы нигерской мощью! Мы все еще молоды, полны энергии, и никто не попрет нас с нашей сцены!»
Киев, Sentrum
29 октября, 19:00