Легенды украинского и российского рока — «Коллежский асессор» и «Телевизор» — разделят сцену клуба «Юность» в рамках концерта «Нет войне!»
Сейчас уже мало кто это помнит, но было время, когда рокеры регулярно против чего‑то протестовали. Сегодняшние этот навык подрастеряли, поэтому выступать против текущей войны приходится «старой гвардии» — украинским и российским рок-зубрам «Коллежский асессор» и «Телевизор».
Питерский «Телевизор» и его фронтмен, «Маяковский от рока» Михаил Борзыкин, еще во времена перестройки отличались остросоциальным содержанием песен, из‑за чего группа ходила в черных списках, а ее концерты неоднократно попадали под запрет. За три десятилетия существования коллектива происходило разное: радикально менялись составы (один из альбомов Борзыкин, например, писал вообще в одиночестве), цензурное ярмо вдруг сменялось выпуском пластинок на официозной фирме «Мелодия», уже после распада Союза целиком записанный альбом «Отчуждение» был утерян из‑за разногласий с продюсером… С тех пор творчество коллектива нисколько не утратило глубины и мрачной резкости — недаром Михаил считается одним из лучших текстовиков советской и пост-советской рок-сцены. Свои взгляды Борзыкин со свойственной ему непримиримостью отстаивает не только на рок-сцене, но и на митингах российской оппозиции, где критикует действующую власть, из‑за чего, с одной стороны, группа в последние годы снова на слуху, а с другой — путь на ТВ и радио ей заказан. В плане музыки «Телевизор» предлагает сегодня тяжелый электронный драйв а-ля Depeche Mode, помноженный на рок-гармонии и ритмические решения в духе британской «новой волны», а борзыкинские тексты звучат ядовитей, чем когда‑либо — в последнем на сегодня альбоме «Дежавю» (2009) достается не только «кремляди», «православным чекистам» и обывателю с «лапшой на ушах», но также и коллегам по рок-цеху, которых Михаил клеймит за участие в проплаченных властью мероприятиях. В общем, если вы вдруг считаете, что в головах у 100 % россиян сегодня сплошной Кисель-ТВ, извольте послушать «Телевизор» — этот агрегат настроен на совсем другую программу.
Коллежский асессор — дореволюционный гражданский чин, соответствующий чину майора в армии (давал право на обращение «ваше высокоблагородие»). Участники одноименной группы, члены киевской «Рок-Артели», которых Артемий Троицкий в конце 80‑х называл «единственной интересной советской группой последних лет, не имеющей аналогов в истории мировой рок-культуры», выходили на сцену то в пижамах, то в форме военно-морского флота США, смешивали в единый коктейль рояль, скрипку и ксилофон, примитивизм, сюрреализм и абстракционизм. За границей они в то время выступали чаще, чем дома, на концертах стоял столбом марихуановый дух, без которого понять творчество «Асессора», опередившего свое время, местному слушателю было сложно, пресса называла их «больными», а в народе ходили слухи, что группа вообще не репетирует, сочиняя свои песни прямо на сцене. «Существуют джазовые стандарты, а мы занимаемся разработкой психоделических стандартов», — отвечал на это лидер коллектива, композитор Василий Гойденко.
В 1990‑е состав группы несколько раз сменился, музыканты экспериментировали, выпускали диски в Британии, Австрии и Канаде (названия соответствовали панк-заголовкам того времени: «КоллАСс», «В. С. С. Ы. К. И», «Сибирь электрическая», «Идиот боится Землю» и т. д.), ставили оперы, писали музыку для спектаклей, и уходили все глубже и глубже в эксперименты, в итоге совсем скрывшись с глаз широкой аудитории. Долгое время группа сама не знала, на каком свете она находится, но репетиции проводила, даже записывала диски, которые тихо и без помпы выкладывались в сеть, презентаций не устраивала и не испытывала желания концертировать. «Зачем вообще ходить на концерты, если вбиваешь имя музыканта в интернете и видишь его через секунду? Экономишь на транспорте», — шутил Гойденко. Должно было случиться что‑то громкое, чтобы «Асессор» передумал — и такая ситуация наконец сложилась.
Ценителям неформатной музыки выступление этих культовых групп упускать не рекомендуется, — следующий шанс услышать их вживую, судя по всему, киевлянам представится еще нескоро.
Киев, «Юность»
16 ноября, 19:00