Ледяной ветер и замерзший Днепр — хороший повод поднять паруса. Так считает известный украинский яхтсмен Родион Лука, рассказавший о еще одном своем увлечении — буерах, парусниках для гонок на льду, способных разогнаться до скорости автомобиля и лишенных тормозов
Впервые я познакомился с буерами в 13 лет, когда посещал вышгородскую детско-юношескую спортивную школу по парусному спорту. На Киевском водохранилище, где мы тренировались, было несколько снарядов советского производства, и спортсмены постарше гоняли на них с впечатляющей скоростью — гораздо большей, чем может развить яхта. Буер — это легкая платформа с коньками, мачтой и парусом. Поскольку у коньков сила трения при контакте со льдом в разы меньше, чем у корпуса яхты с водой, то и идет буер быстрее, развивая скорость в пять раз выше скорости ветра.
Когда первый раз видишь буер на полном ходу, становится страшновато. При его скольжении слышен специфический звук, чем‑то напоминающий шум летящего в небе самолета. Под коньками лед буквально гудит, а когда встречаются неровности, раздается еще и грохот — коньки подпрыгивают и ударяются об лед.
Помню, подошел ко взрослым спортсменам, и попросил прокатиться. Самому бы мне не дали — даже яхтсмен без подготовки может не справиться. Поэтому в первый раз катался на буере в сопровождении взрослого инструктора. Ощущения были очень необычными: ты несешься со скоростью автомобиля, но не слышишь звука мотора — только гул скольжения по льду и свист ветра. Посадка в буере достаточно жесткая: амортизация полностью отсутствует и ты подпрыгиваешь на каждом бугорке. И еще было очень холодно, что, учитывая скорость и минусовую температуру неудивительно. Поэтому буеристы надевают теплую горнолыжную экипировку, очки и шлем. Очки здесь даже более важны, чем в горных лыжах — при ударах о лед откалываются льдинки. Обычно они проносятся мимо, но риск попадания в глаза спортсмена все же есть.
Поскольку принципы управления буером и яхтой схожи, я довольно быстро освоил этот вид и стал заниматься им в зимнее время. Буерный спорт мне нравится больше, чем, скажем, горные лыжи, потому что тут ты все время тратишь исключительно на езду. Но есть и существенный недостаток. В последнее время погода в Киеве редко подходит для катания. Буер требует ветра, в идеале узлов пятнадцать (1 узел равен 1,852 км / ч. — Ред.) и крепкого ледового покрытия без толстого слоя снега, торосов и трещин. В нашем климате хороший лед (или дорога, как его называют буеристы) держится недолго, приходится ловить момент. Мы с коллегами договариваемся о гонках буквально за пару дней, да и то без полной уверенности, что они произойдут. Именно по этой причине в нашей стране давно не проводятся чемпионаты по буерному спорту. Последний был лет десять назад, да и то после длительного перерыва. Собственно, запланировать гонки на буере заранее очень сложно почти в любой стране. Потому‑то буерный спорт до сих пор не является олимпийским. Еще один минус — небольшое количество снарядов: после развала СССР их серийное производство прекратилось, старые буеры постепенно ветшают и выходят из строя. Сейчас ситуация стала выравниваться благодаря энтузиастам, которые строят и восстанавливают буеры — интерес к этому виду спорта снова растет.
Как владелец «Киевского гоночного яхт-клуба» я принимаю в этом непосредственное участие. Под эгидой клуба мы проводим занятия не только на яхтах, но и на буерах, когда позволяют погодные условия. Наш клуб открытый: прокатиться на буере может любой желающий, но с оговоркой — если желающих много, преимущество отдается членам клуба — людям, которые принимали участие в его деятельности минимум два года.
Сегодня буеры — большая редкость для Киева. Даже у клуба нет своего парка. При необходимости мы берем их у друзей — членов клуба. Как правило, это реставрированные буеры еще советского производства. Одного часа обычно хватает, чтобы покататься успели два-три человека. При желании буер можно и купить, стоит он не так уж и дорого. В Украине их не производят, а за границей новый снаряд можно приобрести за $ 2000‑4000, подержанный — от $ 1500. Правда, если увлечетесь, деньги можно бесконечно тратить на тюнинг, покупая паруса, мачты, балки разной жесткости (все это нужно для того, чтобы лучше подстраиваться под разный ветер) и коньки. Если на дороге чистый лед, крепят острые коньки из стали, если есть слой снега — лучше подойдут слегка притупленные коньки из мягких металлов — латуни или бронзы. Правильно подобранные коньки увеличивают скорость, поэтому у каждого профессионального буериста их несколько видов — минимум пять комплектов. Все коньки отличаются по степени остроты и твердости материала.
Когда с погодой складывается, мы собираемся на Киевском водохранилище или на Днепре в районе Оболони или Осокорков. Обозначаем дистанцию, которая зависит опять‑таки от погоды, и начинаем соревнования на скорость. В буерном спорте, как в бобслее, многое зависит от старта. Чем быстрее ты разгоняешь буер на старте, тем быстрее он потом движется. Дело в том, что на парус действует не истинный ветер (скорость движения воздуха относительно земной поверхности), а так называемый вымпельный — сумма истинного ветра и курсового. А курсовой ветер образуется от движения самого буера. Это и позволяет буеру идти в пять раз быстрее ветра. У яхты тот же принцип движения, но у буера он проявляется намного эффективней.
Управление буером имеет и другие отличия. Из-за большой скорости кажется, что ветер всегда дует навстречу. Поэтому даже опытный яхтсмен может не сразу разобраться с управлением буером. Управляется снаряд поворотом переднего или заднего рулевого конька и паруса. Поворачивать их нужно почти одновременно, не переставая следить за ледовым покрытием и обстановкой в целом. При порывах ветра нужно уметь правильно отпустить парус. Все это требует сноровки и собранности. Зато, как и у яхты, у буеров нет тормозов. Остановка осуществляется поворотом машины прямо против ветра. Тормозные системы здесь использовать опасно, так как они могут привести к сваливанию в штопор — неконтролируемому вращению вокруг своей оси.
Скорость буера во многом зависит от модели. Самая распространенная — одноместный буер класса DN — развивает скорость до 80 км / ч, а двухместный монотип XV разгоняется до 120 км / ч. Кстати, аббревиатура DN означает Detroit News. Именно это издание в 1937 году объявило конкурс на разработку буера, который в сложенном виде умещался бы на верхнем багажнике легкового автомобиля.
Профессиональные спортсмены разгоняли буер и до больших скоростей. Были даже такие, кто ходил на буере при ураганном ветре. Например в начале 1930‑х годов американец Джон Бакстаф разогнал снаряд до 264 км / ч. Он использовал гигантский буер класса А. Сейчас таких не делают, поэтому приблизиться к этому рекорду сегодня маловероятно.
Буеры, кстати, использовали и в военных целях. Во время советско-финской войны 1939−1940 годов существовал буерный разведывательный отряд, который забрасывал диверсантов в тыл противника. С воздуха буеристов засечь было очень сложно: ходили буера тише любой техники, а если их замечали финские разведчики на аэросанях, то все равно не могли угнаться за парусными машинами.
Хотя буерный спорт не опаснее, скажем, горнолыжного, здесь есть специфические риски. Одна из опасностей — полынья на дороге, когда теплое течение подмывает лед. Были случаи, когда буер на полном ходу попадал в полынью и переворачивался. Спортсмены при этом оставались живыми, но пока их извлекали из ледяной воды и доставляли в тепло, успевали основательно продрогнуть.
Пожалуй, самое неприятное — это столкновение двух буеров. Ведь разгоняясь до аналогичных с автомобилями скоростей, защищены они при этом гораздо хуже. Хорошо если спортсмены столкнутся по касательной, а при лобовом столкновении последствия могут быть самыми печальными. К счастью, на моей памяти трагических случаев не было.
Еще одна опасность может подстерегать буериста, если неправильно подобрать рулевой конек: снаряд теряет сцепление со льдом и сваливается в штопор. При этом центробежная сила может выбросить спортсмена на лед. Если удержитесь — важно не растеряться и как можно скорее вывернуть парус и руль, иначе буер перевернется.
Самый опасный момент в моей практике был связан именно с угрозой переворота. Я был в буере со своей беременной супругой, но все счастливо обошлось. Теперь у нас двое детей и мы понемногу учим их ходить на яхте. А вот для буеров им нужно еще немного подрасти.