Хотите носить новый Saint Laurent — пишите письмо кому‑то из великих диетологов, словно говорят нам женские брюки из красной кожи и укороченный мужской джемпер с декоративными зипперами.
Если зайти в киевский бутик Saint Laurent неподготовленным, в глаза бросаются, вызывая ряд вопросов, леопардовые свитера из осенне-зимней коллекции: мохеровый красно-черный и шерстяной чуть более скромного шоколадного цвета, зато с золотым люрексом и воротом-лодочкой. Висят они на женской территории, хотя креативный директор Эди Слиман задумывал их для мужчин.
Многие байеры мира пошли на этот трюк: отдали женщинам мужские позиции, доведя до изысканного абсурда шутку о вещах бойфрендов. Мужчины, способные носить такое с чувством достоинства, родились в мире в ограниченном количестве. Возможно, они родятся чуть позже, а пока носить произведения Слимана придется дамам. Говорят, они в этом смысле продвинутее.
Андрогинность — столп коллекций Слимана — честно заявлена в рекламных кампаниях, которые он снимает самостоятельно, добавив любимое занятие в список обязанностей креативного директора.
Видим красивого юношу — а это породистая нидерландка Саския де Брау. У кого такой инновационный маникюр? Так это же гитарист Закари Коул Смит! Общественное осознание того, что гендерные роли все больше размываются, — тоже вопрос времени. В этом смысле Слиман не проявляет того бунтарства, которое ему приписывают, а лишь выполняет завет отца-основателя модного дома.
«Скромная роль кутюрье — шить одежду, которая отражает свое время», — говорил Ив Сен-Лоран.
Вот Слиман и шьет: платья с рыбьими хвостами например. Заметная особенность эпохи: люди становятся состоятельными раньше, чем в былые времена. Значит, должна омолодиться и вся статусная мода. Задуманная Слиманом процедура реювенации бренда прошла по плану. Его частью стало усечение имени модного дома до фамильярного.
Клиентура киевского бутика Saint Laurent, привыкавшая к марке с 2002 г., радикально обновилась. Раньше это были другие люди — и по стилю жизни, и по физическим габаритам. Не умещая себя ни в предложенную Слиманом размерную сетку, ни в обновленную идею, прежние покупатели передали эстафету шоппинга в Saint Laurent детям.
Усечение сетки, каким бы дискриминационным оно ни казалось, отражает время, где стройность стала синонимом успеха.
Самым бойким глашатаем говорящей фамилии Слимана стал в свое время Карл Лагерфельд, интерпретировав ее как slim man, «тонкий человек». Он никогда не скрывал, ради чего потерял 42 кг живого веса — ради кроя Слимана диоровских времен.
«Эта эстетика требует дисциплины, — считает фотограф и дизайнер Вита Кин, одна из редких клиентов бутика, не скорбящих по временам прежних дизайнеров Saint Laurent Стефано Пилати и Тома Форда. — Почитателям бренда придется затянуть пояса потуже. Как поступил в свое время великий Карл Лагерфельд. И только выиграл от этого».
Описывая наше время, в учебниках напишут не только об анорексии. Будут употреблять выражения «креативный класс» и «творческие индустрии». Спектр нарядов, в которых можно зарабатывать приличные деньги, расширился. Рубашки дровосеков, свитера свободной вязки и шипованные ботинки вполне в такую концепцию вписываются.
«Это вызов. Это новый стандарт. Именно так выглядит продвинутый модник, — считает Вита Кин. — Впрочем, косухи, обувь и аксессуары подойдут каждому». В самом деле, с ними ничего радикального не произошло.
Слиман не просто шьет на стройных и свободомыслящих, он еще и укоротил женские платья. И подрезал мужские рубашки.
В этом тоже есть логика. Молодость в наше время существенно продлена, детей рожают все позже и реже, в учебниках по этому поводу употребят слово «кидалты» («дети-взрослые»). Некоторые успешные люди вообще не остепеняются, и это необходимо учитывать, иначе для чего нужна модная индустрия?
Эди Слиман давно и с удовольствием одевает рафинированных рокеров: и Дэвида Боуи, и группу Daftpunk. Об этом напоминает в прямом и переносном смысле блестящий костюм из линейки Stage. Усиленный контроль качества и компьютерная диагностика швов призваны сделать его пригодным для бурной сценической жизни. В таком костюме уже видели Кита Ричардса из Rolling Stones. Пижонам посвящается и белая рубашка с декоративной отстрочкой на полочке — абсолютно прозрачная.
«Для кого это?» — недоумевают консерваторы. Это для тех, кто чтит традиции модного дома. Шокирующе прозрачные, но абсолютно не вульгарные женские платья — одна из знаменитых революционных идей Ива Сен-Лорана, которую адаптировали для мужчин. Сведение счетов с женщинами на модном поприще — еще одна характерная особенность нашего времени.
Женщины пока впереди. Их прозрачные блузы ручной работы украшены рюшами из французских кружев и кристаллами Swarovski. Это самое сложное, трудоемкое и хрупкое изделие в ассортименте бутика Saint Laurent представлено в черном и белом цвете.
Часть коллекции — сиротские ботинки и кофты для детей лесорубов — прочно ассоциируют с гранжем. Логичнее было бы отвлечься от стиля и сосредоточиться на сути. Роскошь сегодня многолика, и одной из самых популярных ее разновидностей стала грубая неотесанная роскошь (rough luxe), когда вы прикидываетесь сиротой при богатых родителях.
Если человек может становиться богаче, не изменяя своим старым привычкам и образу жизни — это здорово. Таким людям в радость будет трикотаж Слимана, в том числе футболки, выпущенные в сотрудничестве с певицей Grimes.Еще наши современники разлюбили логотипы. Поэтому джинсы с характерными карманами Слиман заменил более лаконичными моделями, не делающими громких заявлений о происхождении.
Насчет джинсов, кстати, Ив Сен-Лоран говорил, что хотел бы, чтобы их изобрел именно он, а не кто‑то другой, поскольку их выразительность, скромность, простота и сексапильность — это как раз то, чего он добивается в одежде.
Ив Сен-Лоран тоже заимствовал луки с улицы, подсматривал за битниками, приносил идеи с «блошек». Он регулярно эпатировал публику: то женскими брюками, то чернокожими моделями, то духами под названием «Опиум». При этом он всегда оставался последовательным. Например, все его французские бульдоги неизменно носили имя Мужик. Традиция — ценнейший актив модного дома — нерушима. Вот вам идеально сидящие смокинги. Вот вам струящиеся полупрозрачные платья в цветах неба и воды со средиземноморской виллы мэтра. А вот выверенная годами обувь — легендарные модели Tribute и Tribtoo. Соблюдение традиций и игнорирование условностей и есть почерк мастера.