По многочисленным просьбам поклонников Вин Дизель вернулся к сделавшему его звездой герою, но триквел скорее напоминает помпезные «Хроники Риддика-2», чем прославивший актера оригинал.
Третья часть франшизы о космическом герое Ричарде Риддике обошлась без долгой предыстории. В первой же сцене Вин Дизель лежит в каменистой пустыне на безымянной планете со сломанной ногой и пытается отбиться от гигантской пятнистой гиены.
Позже мы узнаем, что бывший лорд-маршал некромонгеров оказался в отчаянном положении по собственной глупости, доверившись своим придворным, которые обещали отвезти его на родную Фурию, но оставили умирать на чужой планете без еды, воды и оружия.
Впрочем, Риддик быстро находит питьевую воду, заводит щенка (той самой гиены) и начинает очищать путь к плодородной степи, убивая живущих только в воде тварей со смертоносными скорпионьими хвостами и попутно приговаривая, что нарвался на неприятности потому, что совсем расслабился, находясь на своем высоком посту и став цивилизованным (большая ошибка!).
Пора снова разбудить в себе зверя, которым Риддик был еще в оригинальной «Черной дыре», и искать возможность выбраться с негостеприимной планеты на какую‑нибудь другую, менее опасную.
В результате ему, конечно, удается и то и другое. А перед финальной битвой Дизель бросает молоденькому верующему новобранцу фразу, которую, по идее, должны повторять все настоящие фанаты космического экшна: «Эй, сынок, давай не трогать Бога. Ему не понравится то, что будет дальше».
За тринадцать лет как авторы франшизы (все три фильма сняты режиссером Дэвидом Туи, что редкость для фильмов с продолжениями) ни старались повторить ощущение новизны, испытанное зрителями во время просмотра «Черной дыры», их попытки проваливались.
Бюджет «Черной дыры» в 2000 году составил 23 миллиона долларов, и недостаток денег искупался кинематографическими находками (не говоря уже о том, что большая часть событий фильма происходила ночью, когда видящий в темноте Риддик чувствовал себя в родной стихии).
В благополучные докризисные годы студия могла позволить себе рискнуть и снять в 2004‑м помпезную, с большим количеством народа, спецэффектов и обладательницей «Оскара», актрисой шекспировского репертуара Джуди Денч картину «Хроники Риддика» за 105 миллионов.
«Хроники» провалились, теперь на студиях уже считают деньги, и нынешний «Риддик» вернулся к более разумному бюджету в 38 миллионов.
За такие деньги можно получить слоняющегося по пустой, выжженной солнцем планете главного героя, нескольких монстров и небольшую группу дешевых актеров, которые наигранно изображают конфликт. На то, чтобы испытать удивление, восторг и ощущение чего‑то до сих пор не виденного, не хватило бы даже разницы между 105 и 38 миллионами.
«Риддик»
Riddick
США
Режиссер: Дэвид Туи. В ролях: Вин Дизель, Кэти Сакофф, Мэтт Набл, Хорди Молла
«Камилла Клодель, 1915»
Camille Claudel, 1915
Франция
Режиссер: Брюно Дюмон. В ролях: Жюльет Бинош, Жан-Люк Венсан, Эммануэль Кауффман
Эта горестная драма, все действие которой происходит в сумасшедшем доме на юге Франции в году, вынесенном в название, — не история жизни бывшей женщины скульптора Родена. Камилла Клодель, бесстрашно сыгранная присутствующей буквально в каждом кадре Жюльет Бинош, помещена в психушку собственной семьей и показана бесправной жертвой шовинистического общества, не желавшего признавать талантов скульпторов-женщин.
«Возлюбленный из будущего»
About Time
Великобритания
Режиссер: Ричард Кертис. В ролях: Рэйчел Макадамс, Домнолл Глисон, Билл Найи
Студент Тим узнает, что может путешествовать во времени, и пользуется этим, чтобы завоевать застенчивую Мэри. Это уже четвертый фильм с участием Макадамс, в котором она играет девушку путешественника во времени, и это означает, что она подолгу смотрит в окно и ждет, когда же любимый окажется, наконец, рядом. Режиссеру Кертису мы обязаны главной британской романтической комедией всех времен — «Реальная любовь».
«Майор»
Россия
Режиссер: Юрий Быков. В ролях: Денис Шведов, Ирина Низина, Дмитрий Куличков
Юрий Быков не только срежиссировал, но и смонтировал, а также написал сценарий, музыку и сыграл одну из главных ролей в истории про майора полиции, сбившего на пешеходном переходе семилетнего мальчика на глазах у его матери. Это драма о том, что оставшееся безнаказанным преступление, пусть и совершенное по случайности, рикошетит по преступнику.
«Интимные места»
Россия
Режиссеры: Наталья Меркулова, Алексей Чупов. В ролях: Юрий Колокольников, Олеся Судзиловская, Юлия Ауг, Павел Артемьев
Нехарактерный для российского кино сборник историй не о сексе, как можно подумать, исходя из названия, а о проблемах, которые вызывает недостаток секса. Главная новелла — о некрасивой бюрократше, которая днем запрещает выставку фотографий гениталий и всячески борется с изображением секса в искусстве, а вечером обреченно заводит вибратор. Фильм нашумел на фестивале «Кинотавр» и, помимо прочего, запомнился зрителям тем, как его режиссер Чупов прямо во время награждения на сцене сделал предложение режиссеру Меркуловой.