Дмитрий Сидоренко о необходимости скорейшей регистрации бренда «Горілка» и критериях выбора водки.
Ко мне часто заходят друзья с просьбой оценить украинскую водку. Подобные дегустации всегда заканчиваются одинаково: я не могу поставить высокую оценку даже тем напиткам, которые производитель позиционирует как премиальные и люксовые.
Друзья недоумевают. Вот, говорят, эта водка только что победила на престижном конкурсе в Америке, а, следовательно, и качество ее должно быть высоким: жюри престижных алкогольных конкурсов не продается, не так ли?
Верно, напитки на конкурсах оцениваются методом слепой дегустации. Но как показывает практика, бутылки с одинаковыми этикетками часто отличаются содержанием.
Я пробовал водку «Президентский стандарт», которую мне приносили из буфета администрации президента и напиток с тем же названием, купленный в магазине. Это совершенно разные продукты. Поэтому на конкурс могла поехать одна водка, а ее славой воспользоваться совсем другая. Тем более что американские водочные стандарты значительно отличаются от украинских, и отечественные спиртные напитки, которые производятся на экспорт, должны им соответствовать.
Ничего нового в такой схеме нет: раньше на многих заводах было «две линии». На одной разливали водку для партийной номенклатуры, на другой — для народа.
У россиян, выпустивших водку Beluga и «Русский стандарт Imperia» получилось сделать высокую цену критерием люксового качества, у нас пока нет. В первом случае получилось слишком уж дорого — бутылка Beluga Gold Line стоит $ 150, — но напиток вас не разочарует, гарантирую.
Украинской же люксовой водки нет даже за высокую цену. Можно снять красивую рекламу, заказать у французов дизайн графина, насыпать в него пыли из сусального золота, но от этого водка, к сожалению, не станет хорошей.
Строго говоря, хорошая водка — это абстракция. Вкусовых стандартов водки не существует, поэтому я могу предположить, что есть люди, которым нравится жесткая, «мужская» водка, после которой перехватывает дыхание. Такие знатоки скажут, что водка — это спирт, разведенный водой, и оценивать этот напиток обычными для сомелье категориями бессмысленно.
Но поверьте, водка может быть гармоничным, сбалансированным, вкусным напитком, который не нужно моментально закусывать. Все дело в качестве спирта. Вероятно поэтому среди отечественных образцов я пока не нашел напитка премиум-класса.
В Украине существует государственная монополия на производство спирта: вы покупаете его на государственном заводе и делаете из него свою водку. Качество спирта с разных заводов разное, какой водочной компании и по какому принципу продает свою продукцию «Укрспирт», я не готов сказать.
Но еще в 1996 году, когда мы с коллегами накануне запуска дегустировали водку «Перша гільдія» и давали свои рекомендации производителю, спирт можно было покупать на любом заводе. И представители этого бренда ездили тогда по всей стране, отбирая сырье самого высокого качества.
В результате продукт этой торговой марки отличался от остальных. А сейчас можно купить только то, что продают. И «Перша гільдія», увы, уже не та.
В сложившейся ситуации многие производители вынуждены делать хорошую мину при плохой игре и как‑то улучшать вкусовые характеристики государственного спирта. В ход идут усилители вкуса, включая ароматизаторы.
Потребителю, уставшему от водки с запахом и вкусом спирта, эти эксперименты пришлись по душе: посмотрите, какой популярностью пользуется ароматизированная водка. И иностранцам нравится: они узнали новый вкус старого напитка. Вот только качество добавок вызывает у меня много вопросов.
Я помню первую водку на березовых почках, выпущенную житомирским заводом. При ее производстве использовали натуральные ароматизаторы. Теперь водку «на бруньках» обычно делают с «ароматизаторами, идентичными натуральным». Поэтому я предпочитаю импортную водку.
На сегодняшний день предложение на рынке огромно как никогда. Можно выбирать из дорогих марок, таких как Beluga, Kauffman или Grey Goose, или взять Finlandia или Absolut. Да, я, человек, который любит Украину и считает себя патриотом, рекомендую иностранный продукт!
И продолжаю надеяться, что когда‑нибудь наша водка, или лучше сказать «горілка», станет лучшей в мире. Первым шагом к этому могла бы стать ее регистрация как международного бренда по месту происхождения. Для этого необходимо, ни много ни мало, создать стандарт этого напитка. Но проблема в том, что тогда всем украинским производителям придется его придерживаться. А я очень сомневаюсь, что им это нужно.