Создатели рок-оперы «Моцарт» — продюсерский дуэт Дова Аттьи и Альбера Коэна — попытались взглянуть на гениального австрийского композитора глазами его современников. По мнению французов, Вольфганг Амадей Моцарт — типичный бунтарь и разрушитель канонов. Родись он в ХХ веке, наверняка играл бы рок-н-ролл.
Многое из того, что мы сегодня воспринимаем как авангард и художественную провокацию, наши потомки, возможно, будут изучать в качестве образцов классического искусства. В истории есть множество подобных примеров. Поэтому рассмотрение фигуры Моцарта как бунтаря и революционера — вполне логичный ракурс.
Современная интерпретация классического образа нашла живой отклик у публики — уже несколько лет подряд рок-опера «Mozart. Le concert» путешествует по всему миру с неизменными аншлагами. Следует заметить, что «Моцарт» существует в нескольких форматах: театральной постановки, концертной версии и 3D-фильма, который номинировался в 2012 году на премию «Золотой глобус». У киевской публики будет возможность оценить именно концертный вариант рок-оперы.
Однако не стоит сожалеть о сокращении масштабных мизансцен и балетных номеров. Недостаток физического движения на сцене с лихвой компенсируется присутствием полноформатного симфонического оркестра, женского хора, рок-бенда и шестерых харизматичных вокалистов. К тому же предусмотренный режиссерской концепцией повествовательный видеоряд, который не только выполняет служебную функцию «декораций», но использован также для расстановки смысловых акцентов, существенно приближает концертную версию к премьерному оригиналу.
В основу либретто легли драматические события последних десяти лет жизни композитора. Хрестоматийные персонажи в прочтении французов обрели совершенно новые краски. В трагическом сюжете, «раскрашенном анилином» современной эстетики, Моцарт выступает мятежным повесой, сестры Вебер — одержимыми любовным вожделением светскими львицами, а граф Коллоредо — болезненным завистником, маниакально жаждущим уничтожить звезду. Чем не сюжет из светской хроники?
Безумный «фьюжн» — смешение эпох и стилей, отрывков из произведений Моцарта и современных ритмов, классического вокала и неистовства рок-музыки создает взрывоопасный коктейль — не оставит равнодушными как ценителей классики, так и поклонников поп-культуры. Экстравагантные костюмы Жижи Лепажа, мощная световая партитура, видеопроекции в стиле поп-арт и костюмированный оркестр «добьют» сомневающихся в экстраординарности происходящего. Возможно, именно удачный стилистический микс, сочетающий несочетаемое в гармонической художественной форме, делает «Моцарта» одним из самых популярных и коммерчески успешных музыкальных проектов последних лет : на него уже продано более 900 тыс. билетов.
Проект может считаться совместным украинско-французским, так как оркестр и хор, принимающее участие в постановке, — отечественные. Но не только это связывает «Моцарта» с Украиной: именно в Киеве в феврале прошлого года состоялась премьера концертной версии рок-оперы. Как и в первый раз, «Mozart. Le concert» дают в звездном составе: Микеланджело Локонте (Моцарт), Флоран Мот (Сальери) и Солаль (Леопольд), а также Маэва Мелин (Наннерль), Мелисса Марс (Алоиза Вебер) и Диана Дассини (Констанс Вебер).
Уже прошлогодняя украинская премьера рок-оперы имела весьма солидный фан-клуб, устроивший во время выступления артистов несколько милых флеш-мобов. Обилие запоминающихся хитов, яркое шоу и французский шарм исполнителей дают основания полагать, что по прошествии времени армия фанатов «Моцарта» выросла и окрепла.