Открывшаяся полгода назад в Киеве галерея одесского коллекционера и филантропа Анатолия Дымчука продолжает серию персональных выставок самых известных и коммерчески успешных художников страны. Вслед за выставками Олега Тистола, Игоря Гусева, Александра Ройтбурда теперь здесь представлен новый проект Василия Цаголова «Призрак революции».
Цаголов — фигура для украинского искусства без преувеличения культовая. Когда‑то он был одним из самых талантливых и подающих надежды студентов Киевского государственного художественного института, в конце 1980‑х вошел в число идеологов движения украинского трансавангарда, обосновавшегося в сквоте на бывшей улице Парижской коммуны в Киеве, в 1990‑е одним из первых отошел от создания живописи и посвятил себя кураторской деятельности и проведению провокационных перформансов, в ходе которых «расстреливал» своих коллег по цеху, подвергал себя медицинским манипуляциям, создавал собственный фиктивный телевизионный канал с целью изучения воздействия новых информационных технологий на общество. Впоследствии Цаголов вернулся к живописи, нашел свой фирменный узнаваемый стиль — яркая, колоритная живопись с характерной «рваной» фактурой и остроумными парадоксальными сюжетами — и уверенно занял место в списке новейших классиков и многочисленных рейтингах «самых дорогих украинских художников».
За последние несколько месяцев Цаголов, не стремящийся к публичности и ведущий жизнь затворника, стал фигурантом сразу нескольких громких событий. Сначала художественную общественность возмутил нарисованный Василием для выставки журнала Forbes парадный портрет олигарха Виктора Пинчука, который художник не нашел нужным снабдить даже малой толикой своей фирменной иронии. Затем выяснилось, что в процессе подготовки скандальной выставки «Велике і величне» в «Мистецькому Арсеналі» не только замазали черной краской работу Владимира Кузнецова «Колиивщина. Страшный суд», но и предусмотрительно убрали из экспозиции картину Цаголова «Коктейль Молотова», изображавшую деклассированного персонажа из гущи народных масс с бутылкой зажигательной смеси в руке. В отличие от своего молодого коллеги, инициировавшего большой информационный резонанс вокруг факта цензуры, Цаголов комментировал эту тему крайне сдержанно и неохотно, еще раз дав повод для обвинений в конформизме.
Теперь скандальная картина выставлена в залах Dymchuk Gallery, наряду с другими полотнами «революционного» цикла под общим названием «Призрак революции», который стартовал в прошлом году огромным полотном, представленным в рамках Первой киевской биеннале современного искусства ARSENALE. Предпочитая высказываться по поводу актуальных событий не в медиапространстве, а на собственной территории, на языке живописи, Цаголов вполне четко дает понять, что его отношение к ширящимся по всему миру протестным настроениям исполнено скепсиса, что «призрак революции», по его мнению, за все прошедшие годы так и остался призраком, не воплотившись в реальные перемены, и что действия нарисованных революционеров внешне эффектны, но едва ли по‑настоящему эффективны. Такой безрадостный «комментарий» к текущей политической и социальной обстановке одними наверняка будет воспринят как очередное свидетельство консерватизма и буржуазности, поглотивших художников поколения Цаголова, другими — как мудрость прожитых лет и здравый смысл. И вне зависимости от того, каких оценок будет больше, цаголовские революционеры, скорее всего, рано или поздно окажутся в частных собраниях украинских олигархов.
Василий Цаголов, «Призрак революции»
Dymchuk Gallery, Киев, ул. Ярославская, 21
24 октября — 20 ноября