Минимализм в моде сдает свои позиции. Что идет ему на смену в следующем сезоне?
Об эстетике less is more и стремлении к упрощению и обобщению в современной моде сказано уже гораздо больше, чем предполагает само слово «минимализм». Аскетичная цветовая гамма, однотонные ткани, четкие геометрические линии, асексуальность — для большинства небезразличных к моде людей все это было бонтоном последних лет. Минимализм помогал нам здесь, на постсоветском пространстве, противостоять постсоветскому китчу, который до сих пор себя так и не изжил. Строгой лаконичной одеждой и эстетикой унисекс мы отгораживались от стереотипного гламура с мехами и стразами. Прогрессивным fashionistas положено обожать Céline и презирать Versace.
И на украинском подиуме появились уже сформировавшиеся, авторитетные дизайнеры-минималисты, такие как BEVZA или LITKOVSKAYA. А вот красиво шить сложное все еще мало кто умеет, поэтому нередки рецидивы темы «дорого-богато» в традициях суровых 90‑х. Впрочем, в новой коллекции Лилии Литковской S / S 2014 уже заметны намеки на грядущий постминимализм: ткани металлик и сложные драпировки — все это не просто так.
Коллекции, представленные мировыми дизайнерами в рамках последних недель мод, дают еще больше оснований сказать — не «прощай», конечно, но «до свидания» лаконичности. Кульминационным моментом минимализма в моде последних лет можно считать приход Рафа Симонса в Dior. При нем женственная роскошь и декоративность уступила место строгим формам и сочным акцентам цвета: «прямо и по делу». «Диоровский» кутюр трансформировался из расшитых платьев с кринолинами в узкие брюки с лаконичными топами-бюстье. Но посмотрите на его коллекцию S / S 2014 ready-to-wear, представленную осенью в Париже! От минимализма не осталось и следа: жакет-бар разлетается фалдами по спине, платья изрезаны полосами, флюоресцентная органза дополнена сложной вышивкой и плиссировкой.
Креативный директор Céline Фиби Файло и ее коллекции последних четырех лет являлись в некотором роде символом актуального минимализма. В комментарии к своему первому шоу S / S 2010 дизайнер озвучила девиз минималистов: максимум смысла при минимуме стилистических изощрений. Что мы видим сегодня у Céline? Коллекция следующего лета вышла чрезвычайно сложной, она выполнена в яркой цветовой гамме и насыщена многослойными комплектами. Интересно, что, как и Dior, Céline часто использует плиссированные ткани. Томас Майер для Bottega Veneta усложняет силуэты, используя какое‑то бесконечное количество тканей, Стелла МакКартни разбавляет строгость одежды экспрессивным буржуазным кружевом. Целомудренная женственность Valentino в последней коллекции щедро сдобрена кричащей ближневосточной этникой. И если сравнить коллекции Givenchy S / S 2013 (минимум макияжа, аскетичная палитра и прозрачные ожерелья-чокеры) с коллекцией S / S 2014 (красочная африканская этника и сложнейший декор из стразов на лицах), то, как говорят в городе победившего гламура, это две большие разницы.
Похоже, что от засилья минимализма на подиумах устали уже все участники fashion-рынка: и дизайнеры, и байеры, и клиенты. Усталостью от творческой сдержанности, наверное, и хочется объяснить резкий разворот в творчестве тех, кого мы привыкли считать минималистами.