Украинские и российские спецслужбы проводили масштабное наблюдение за членами нидерландской миссии, которая приезжала в Украину для расследования катастрофы рейса MH-17. Об этом сообщила нидерландская программа новостей RTL Nieuws со ссылкой на источники.
По данным журналистов, следователи, военные и дипломаты, вовлеченные в расследование катастрофы Боинга на территории Украины, прослушивались в их гостиничных номерах и путем установления шпионского программного обеспечения на электронных приборах.
По данным источников, хотя шпионаж со стороны Украины, которая входит в международную команду следователей, является очень чувствительным вопросом, наблюдение со стороны российских спецслужб было более структурированным и обширным.
Поскольку слежка велась в больших масштабах, все нидерландские сотрудники прошли инструктаж по защите себя и своей электроники. Им рекомендовали не пользоваться общественным Wi Fi, однако их электронные приборы почему-то активизировались и пытались подключиться к интернету.
Все конфиденциальные обсуждения нидерландские сотрудники проводили только в посольстве в специально оборудованных комнатах. Разговоры за пределами этих помещений считались опасными.
В отелях голландцы находили устройства для прослушивания, а по возвращении в Нидерланды на их электронных приборах было обнаружено вредоносное программное обеспечение. Устройства были перепрошитые, а некоторые уничтожены.
Нидерландская оппозиция требует разъяснений от Украины. «Важно, что это вышло на поверхность, Нидерланды должны заявить Украины: этого не может быть. Мы на одной стороне и нам не следует работать с секретной повесткой дня», — заявил депутат от «Зеленых левых» Врат ван Ойк.
Правительство Нидерландов, похоже, знало о прослушивании. В совместном ответе прокуратуры, полиции, Министерства юстиции и безопасности, МВД и МИД, а также Минобороны Нидерландов говорится, что «возможно, другие стороны хотели собрать разведданные» потому, что самолет разбился «в зоне конфликта, где играют роль большие геополитические интересы».
В заявлении отмечается также, что нидерландских сотрудников «постоянно предупреждали о возможности прослушивания».