Национальный культурно-художественный и музейный комплекс
«Мыстецкий Арсенал»
представляет
НОЧЬ МИСТЕРИЙ в Арсенале
17 мая
/17:00 – 00:00/
При поддержке:
Британского Совета в Украине
Благотворительного фонда «Мыстецкий Арсенал»
Журнала «ArtUkraine»
При участии:
Национального академического драматического театра имени И.Франко
Национального центра Александра Довженко
Национального Киево-Печерского историко-культурного заповідника
Генеральный медиа-партнер – ежедневная деловая газета «Капитал»
Накануне Международного дня музеев Мыстецкий Арсенал представляет НОЧЬ МИСТЕРИЙ – ночь искусства, театра, музыки, кино, которая состоится в рамках проекта современного искусства The Show Within The Show.
В программе НОЧИ:
17:00 Открытие проекта
«ЭВОЛЮЦИЯ МЕЧТЫ: НОВЫЙ СТАРЫЙ АРСЕНАЛ»
/правое крыло/
Выставочный проект «Эволюция мечты: НОВЫЙ СТАРЫЙ АРСЕНАЛ» продемонстрирует посетителям историю Мыстецкого Арсенала со времен существования на его территории Вознесенского девичьего монастыря XVI в., Печерской крепости, военного секретного завода, и его трансформацию в культурную институцию. Обновленный Арсенал аккумулировал энергию, которая накапливалась вокруг древних печерских холмов на протяжении веков. Три измерения – духовный, милитаристический, художественный, будет иметь экспозиция, которая представит артефакты, связанные с Вознесенским Печерским монастырем, Старой Печерской крепостью и настоящим Мыстецкого Арсенала – амбициозного культурного проекта Украины. Впервые будет широко представлены материалы археологических раскопок, которые проводил на территории комплекса Институт археологии НАН Украины.
17:30 пресс- тур с кураторами проекта и историками экспозицией выставки
«ЭВОЛЮЦИЯ МЕЧТЫ: НОВЫЙ СТАРЫЙ АРСЕНАЛ»
/правое крыло/
Участие по приглашениям и аккредитации
20:00 МУЗЫКАЛЬНАЯ ШЕКСПИРИАНА
Концерт вокального ансамбля Alter Ratio
/левое крыло/
Мыстецкий Арсенал и Британский Совет в Украине приглашают совершить увлекательное путешествие во времени и окунуться в музыкальный мир времен Уильяма Шекспира и королевы Елизаветы I. Многогранность музыкальных явлений эпохи будет представлена в духовных, светских и народных жанрах. У каждого слушателя появится возможность заглянуть в прошлое и насладиться произведениями Уильяма Берда, Томаса Таллиса, Джона Доуленд, Томаса Морли, а музыкальным "мостиком", что соединят два мира, станут произведения современного украинского композитора Святослава Лунева, написанные на темы английских кэрол (carol).
Вокальный ансамбль современной музыки Alter Ratio был создан с целью расширения границ академического вокального исполнительства, знакомства с нетрадиционными вокальными техниками и сценическим опытом. В состав ансамбля входят студенты и выпускники Национальной музыкальной академии Украины им. П.И.Чайковского – лауреаты всеукраинских и международных конкурсов, участники украинских и европейских фестивалей. Художественный руководитель: Ольга Приходько. Музыкальный партнер события: агентство «Ухо».
21:00 ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА «ОТЕЛЛО» (1922) Дмитрия Буховецкого в музыкальном сопровождении Натальи Сикорской (клавесин) и Юрия Михальчука (Dj U-RA)
/open air/
Национальный центр Александра Довженко представит немой фильм «Отелло» (1922) украинского режиссера Дмитрия Буховецкого в новом музыкальном сопровождении, исполняемом вживую. Этим показом Довженко-Центр стремится привлечь внимание к выдающимся украинским кинорежиссерам и актерам-эмигрантов, известным на Западе, но, к сожалению, забытых в Украине. Фильм Дмитрия Буховецкого будет впервые показан на родине режиссера.
«Отелло» Буховецкого – немецкий немая картина производства кинокомпании-гиганта UFA – первая полнометражная экранизация одноименной трагедии Шекспира. Богато декорированна и костюмированна, она была особо отмечена критиками благодаря блестящей игре Эмиля Яннингса – крупнейшего актера межвоенной Германии, обладавшего удивительным даром перевоплощения. Премьера картины состоялась в феврале 1922 года и поставила Буховецкого в один ряд с самыми успешными режиссерами тогдашней Европы.
Музыкальное сопровождение к фильму, с использованием аутентичной клавесинной музыки 17 века и современной электроники, выполнят Наталья Сикорская и Юрий Михальчук. Наталья Сикорская – ведущий концертмейстер кафедры «скрипки» Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского, реконструктор и исполнитель клавесинной и старинной музыки. Юрий Михальчук (DjU-RA) – диджей, композитор, автор музыки к немой ленты «Два дня» (1927), создатель музыкальных сопровождений к нескольким украинским немым фильмам.
Дмитрий Буховецкий – известный немецкий и американский режиссер, родился в Белой Церкви в 1885 году в семье Савелия Буховецкого, оперного певца (баритон), солиста Киевской оперы. С конца 1917 начинает сниматься в кино в картинах «Общества Ермольева», которое после революции перенесло производство в Украину. На ялтинской базе киностудии Ермольева Буховецкий снимается в 9 фильмах. После издания декрета Ленина о национализации кинематографа в августе 1919 года Буховецкий эмигрирует в Германию, где в этом же году снимает свою первую из тринадцати немецких картин «Анита Джо». Выбрав для себя жанр исторической экранизации, он осуществляет такие масштабные постановки как «Братья Карамазовы» и «Дантон» (1921), «Отелло» и «Петр Великий» (1922) с лучшими актерами того времени Эмилем Яннингсом и Вернером Краусом. После успеха фильма «Сапфо» с Полой Негри в главной роли, Буховецкий вместе с ней и Эрнстом Любич отправляется работать в США по приглашению кинокомпании Paramount. Кассовый успех трех фильмов с Полой Негри, снятых Буховецким («Мужчины» (1924), «Лилия из праха» (1924), «Корона лжи» (1926) и фильма «Лебедь» (1925) с Адольфом Менжу в главных ролях приносит ему приглашение к работе сначала на студии Universal, а с конца 1926 года – на студии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). 1927 MGM заказывает ему фильм «Любовь » с Гретой Гарбо в главной роли. Однако продюсер картины Ирвинг Тальберг, недоволен работой режиссера, заменил его вскоре на Эдмонда Гулдинга. Оставшись без работы, Буховецкий возвращается в Европу, где снимает еще семь фильмов в Германии, Франции и Великобритании. 1932 Буховецкое возвращается в Лос-Анджелес, где внезапно умирает.
Показом фильма «Отелло» Довженко-Центр начинает проект «Репатриация», который нацелен на возвращение в Украину имен известных на Западе украинских кинематографистов.
22:30 «БУРЯ» УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА
Постановка Сергея Маслобойщикова, фрагмент спектакля в исполнении актеров Национального академического драматического театра имени И.Франко
/левое крыло/
Жанровая структура пьесы чрезвычайно сложная. В ней немало комедийных элементов, тяготеющих к буффонаде и фарсу. Драматург снова обращается в «Буре» к созданию «низового фона» событий (пародійно-фарсовое повторение темы «борьбы за власть» на уровне шутовских персонажей). Предыстория Просперо напоминает сюжеты шекспировских трагедий (например, линию Эдгара и Эдмунда в «Короле Лире»). Также в пьесе использованы элементы маски и антимаски, пасторали, которые постоянно присутствуют в шекспировских пьесах последнего периода.
«Буря» венчает собой создание синтетического жанра трагикомедии («трагедии со счастливым концом»). В пьесе снова сходятся характерные мотивы последних произведений драматурга, которые, однако, терпят в «Буре» кардинальные изменения. Так, в «Перикле» впервые возник обобщенно- художественный образ вселенной, охваченной стихийным движением. Пьеса передавала чувства непрочности, порожденное крушением традиционной системы ренессансного мировосприятия. Ее герой переходил от одного испытания к другому, тщетно пытаясь найти постоянство в условиях непонятной для него реальности. В «Цимбелин» движение замедлилось, исчез мотив морских странствий. В «Зимней сказке» вселенная предстала уже не в пространственной – быстрая смена государств и городов, – а во временной плоскости. Усилилась линия активного противодействия злу, намечена ранее образами Марины («Перикл») и Имоген («Цимбелин»).
В «Буре» движение окончательно угасает. Впечатляющая своим динамизмом сцена гибели корабля происходит за пределами волшебного острова Просперо. Теперь акценты меняются. Ранее воли разбушевавшейся стихии были подвластны положительные герои (Перикл, Таиса и др.). Теперь действия бури, потерявшей свою первобытно- стихийную природу, испытывают персонажи, воплощающие в пьесе злое начало. Движение набрало целеустремленности. Сама стихия помогает Просперо проводить грандиозный эксперимент над человеческим естеством.
Наделив Просперо всевластием, драматург исключил возможность вмешательства в развитие событий Случая, который в предыдущих трагикомедиях символизировал лишения бытия. Стремление к стабильности сказалось и на драматической структуре пьесы. Ее действие предельно упрощено, смежная интрига отсутствует. Все события происходят в одном месте, неподалеку от дома Просперо, и продолжаются всего несколько часов. Концентрация времени и пространства, однако, не связана с влиянием поэтики классицизма, который приобретал определенную популярность в Англии начала XVII в. Шекспир гораздо ближе к раннебарокковым формам искусства, с его тяготением к сложным экспериментам над человеческой природой.
Постановка
Режиссер-постановщик, художник постановщик, музыкальное оформление –
Сергей Маслобойщиков
Художник по костюмам – Наталья Рудюк
Балетмейстер – Ольга Семешкина
Музыкальный руководитель спектакля – засл. арт. Украины Владимир Гданьский
Хормейстр – засл. арт. Украины Анатолий Навроцкий
Художник по свету – Виктор Святненко
Действующие лица и исполнители:
Алонзо, король Неаполитанский – нар. арт. Украины Василий Мазур
Себастьян, его брат; Тринкуло, шут; Ирида – нар. арт. Украины Василий Баша
Просперо, законный герцог Миланский – нар. арт. Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Алексей Богданович
Антонио, брат Просперо, самозваный герцог Миланский; Стефано, ключник-пьяница; Юнона – нар. арт. Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Богдан Бенюк
Фердинанд, сын короля Неаполитанского – засл. арт. Украина Александр Форманчук
Гонзало, старый честный советник – нар. арт. Украина Алексей Петухов
Калибан, уродливый дикарь, раб – засл. арт. Украина Олег Стальчук
Три лица Ариэля, духа воздуха; боцмана; Цереры – Ярослав Гуревич, Павел Пискун, Александр Печерица
Миранда, дочь Просперо – засл. арт. Украины Анжелика Савченко
Дух – Татьяна Гороховская
23:30 АВТОРСКИЕ ЧТЕНИЯ ЛЕСЯ ПОДЕРВЯНСКОГО
/левое крыло/
Лесь Подервянский – яркий пример того, как эстетический нонконформизм, замешанный на остром чувстве юмора, может привести к практически всенародному признанию. Не обязательно это признание положительно – тут голоса делятся, наверное, примерно 50 на 50. Но и те, кому активно нравится творчество Подервянского, и те, кому оно активно не нравится – знают, о чем идет речь. То есть – слушали. И, в основном, достаточно внимательно – поскольку или громко плюются, или громко же смеются. И это, между прочим, характерно – реакция на его сочинения практически не бывает равнодушной. Так или иначе, но они цепляют за живое, заставляют задуматься, вызывают внутренние и внешние процессы диффузии, очищения, пересмотра, оценки и т.д..
В программе Ночи мистерий на открытой площадке Художественного Арсенала:
/open air/
• «LOST & FOUND» – АРТ-ПРОЕКТ МАШИШУБИНОЙ
В транспортном контейнере, вне традиционного галерейного пространства, Маша Шубина представит свои последние работы, выполненные в присущем ей этно-стиле с четкими акцентами на национальной самоидентификации и тонком эротизме/продлится до 25.04/
• СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНСКАЯ МУЗЫКА ОТ ВАЛЕРИИ ЧИЧИБАИ, продюсера программы The Selector на Радио Аристократы, музыкального партнера мероприятия. При поддержке Британского Совета в Украине.
Традиционно, юных посетителей Мыстецкого Арсенала будет ждать Инновационный образовательный проект для детей и подростков АРСЕНАЛ ИДЕЙ, который предложит обновленную насыщенную программу мастер-классов на темы театра, книги, современного искусства. В новом пространстве Art&Book (Искусство и Книга) дети собственноручно будут иллюстрировать обложки, делать открытки и закладки для книг, читать стихи и прозу. В Художественной Лаборатории проекта дети совместно с художниками будут создавать театральные маски и собственные работы.
Каждый час будут проводиться бесплатные экскурсии по экспозициям проектов
THE SHOW WITHIN THE SHOW и «ЭВОЛЮЦИЯ МЕЧТЫ: НОВЫЙ СТАРЫЙ АРСЕНАЛ».
Вход – 30 грн.
МЫСТЕЦКИЙ АРСЕНАЛ
ул. Лаврская, 12
Тел./Факс : +380 44 288 52 25
artarsenal.in.ua
facebook.com/Mystetskyi.Arsenal
ПРЕСС-СЛУЖБА МЫСТЕЦКОГО АРСЕНАЛА:
[email protected] ( для аккредитации )
Тел. : +380 44 288 52 26