21 августа, к Дню Независимости Украины, в «Мистецькому Арсеналі» открылся проект «Украинский ландшафт. По ту сторону отчаяния…» — крупная выставка, которая в нескольких проектах объединяет живопись, фото и графику известных украинских художников
Основной костяк выставки — два независимых кураторских проекта, довольно условно соединенных привязкой к текущим военным действиям в Донбассе. Первый — он представлен в сотрудничестве с Галереей Карась — фокусируется на жанре пейзажа. Куратор проекта Евгений Карась использует пейзаж как отправную точку для тематического наполнения экспозиции, поскольку, по логике описания проекта, «территория, ландшафт — это то, что объединяет государство, и именно визуальный образ пейзажа возникает в мыслях в большинстве случаев, когда человек думает про Родину». Здесь есть весь традиционный набор современных украинских живописцев: Андрей Сагайдаковский, Анатолий Криволап, Олег Тистол, Марина Скугарева, Александр Ройтбурд, Максим Мамсиков, Александр Сухолит, Тиберий Сильваши, Александр Бабак и другие. Плюс более молодые, но уже занявшие свою нишу в украинском актуальном искусстве художники, такие как Юрий Пикуль и Даниил Галкин. Организаторы выставки, движимые амбицией представить «уникальный украинский пейзаж», собрали сто авторов и более трехсот работ. Однако сложно назвать этот проект действительно исследованием характерных для украинского искусства особенностей пейзажа как жанра. Скорее — массовым собранием работ, к этому жанру так или иначе относящихся. Довольно популистская заявка о «новой Украине, новых чувствах, новых мечтах, новых образах, новом сознании» мало оправдана: художники — участники выставки в последнее время не предлагают ничего кардинально нового. То есть текущая война на востоке здесь служит в качестве инфоповода для организации выставки, которая не ставит себе задачу осмысления этой самой войны.
В то же время, вторая часть, наоборот, на художественной составляющей фокусируется в значительно меньшей степени, нежели на документальной и социальной. Это фотопроект, основная цель которого — поддержка пострадавших в ходе АТО как участников боевых действий, так и переселенцев. Куратор проекта Марьяна Мусий выбирает лишь одного фотографа — Александра Чекменева. Этот автор уже более десяти лет снимает на черно-белую пленку реалии Донбасса — его серия «Портреты», запечатлевшая донбасских стариков, вошла в основной проект Первой Киевской биеннале современного искусства. Сам фотограф родом из Луганска, поэтому регион знает как никто другой. Что касается его фотографического стиля, который можно отнести к харьковской школе фотографии, то это достаточно жесткая фотодокументалистика, где на первый план выносится история выживания человека в социально непригодных условиях. Проще говоря, героями фотографий Чекменева являются люди, ставшие бесправными заложниками своей среды. Два года назад, после выхода своей книги «Донбасс», фотограф сказал: «Никакой политики в моей книге нет — есть только жизни людей». Речь идет о тех жизнях, до которых никому не было дела, пока не началась война. По сути, работы Чекменева ложатся в парадигму «услышать Донбасс», и сейчас этот призыв зазвучал в колоссальном пространстве Арсенала. В проект, который показан здесь впервые, вошли фотографии из зоны АТО, а также снимки солдат, которые находятся на лечении в Главном военном клиническом госпитале Киева. Изображения сопровождаются текстовыми историями о людях и реквизитами счетов, на которые можно перечислять материальную помощь. В связке с этим проектом в ночь с 23 на 24 августа в Арсенале состоится благотворительный концерт.
Отдельные проекты в рамках выставки: «Родина» от журнала «Фокус», для которого вышеупомянутые художники представят свои живописные размышления об отечестве, и спецпроект канала «1+1» «Киноправда» с видеоработами Александра Шапиро. Последние представляют собой сопоставление современного новостного ландшафта из выдержек ТСН с фрагментами фильма Дзиги Вертова «Симфония Донбасса».
«Украинский ландшафт. По ту сторону отчаяния…»
Киев, «Мистецький Арсенал»
до 7 сентября