Российский газовый монополист «Газпром» готов ориентироваться на спотовые цены голубого топлива для снижения цен по контрактам с европейскими потребителями. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника, близких к «Газпрому».
До сих пор концерн крайне неохотно шел на такие уступки, настаивая, что в отличие от нефтяного рынка с биржевыми котировками глобального рынка газа не существует. Европейские газовые биржи неликвидны, а цены на них волатильны, что угрожает надежности поставок. Однако в мае предправления «Газпрома» Алексей Миллер все же подписал соглашение с итальянской Eni о новом ценообразовании. Оно корректирует условия купли-продажи сырья. По данным Eni, в контракт были внесены важные изменения в индексацию цены газа в соответствии с рыночным (спотовым) ценообразованием.
Человек, близкий к «Газпрому» утверждает, что в контракте с Eni речь идет об индексации цены с учетом спота на весь покупаемый ею газ. «С Eni внедрены косвенные механизмы, позволяющие сократить разрыв между спотовыми ценами и ценой по долгосрочному контракту», — подтвердил второй собеседник «Ведомостей» и отметил, что нефтяная привязка при этом остается.
Тем не менее внедрение индекса, учитывающего спот в цене на весь объем покупаемого газа, фактически означает ориентацию на рыночные цены в самой формуле ценообразования, что до сих пор было табу, говорит собеседник «Ведомостей». Похожий механизм может быть внедрен и на других наиболее конкурентных газовых рынках в Европе, в частности, такие переговоры велись с Польшей. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос. Представитель польской PGNiG был недоступен для журналистов.
В последние годы фиксированные цены «Газпрома» по долгосрочным контрактам были заметно выше среднегодовых спотовых цен в Европе. В том числе поэтому Европейская комиссия в 2012 году начала в отношении «Газпрома» антимонопольное расследование, обвинив его в манипулировании рынками Восточной Европы и нерыночном ценообразовании.
По словам замдиректора Фонда национальной энергобезопасности России Алексея Гривача, «Газпром» и раньше внедрял спот в свои контракты под давлением Еврокомиссии и европейских клиентов. Как правило, он соглашался продавать на споте только дополнительный газ, сверх минимальных объемов по условию «бери или плати». Иногда речь шла о продаже небольшой части газа на споте и в рамках «бери или плати», но со 100%-ным отбором этого объема. Это и в интересах «Газпрома», ведь при низких спотовых ценах клиенты могли покупать дешевый газ не у него, а на бирже.