За первое полугодие таможня недособрала в бюджет почти 4 млрд грн, выполнив поставленный Минфином план всего на 92,5%. Исправить ситуацию и, соответственно, наполнить бюджет, поможет автоматизация всех процессов на таможне, синхронизация баз данных и пост-аудит. Об этом пишет на своей странице в «Фейсбуке» экс-министр доходов и сборов Александр Клименко, в рамках темы поиска внутренних резервов для наполнения бюджета государства и восстановления Донбасса.
«Итак, где еще страна может взять денег, при этом не залезая в карман своих граждан, не включая печатный станок и не привлекая кредиты МВФ на „драконовских“ условиях? Помимо эффективного использования механизмов трансфертного ценообразования, о которых я писал вчера, сегодня я предлагаю внимательнее посмотреть на нашу границу», — пишет Клименко.
Экс-министр отмечает, что «в последнее время новое руководство таможни использует аргумент, что после создания Министерства таможня якобы только тем и занималась, что собирала деньги в бюджет, хотя у нее другие функции. Сегодня, видимо, все поменялось, и она сосредоточилась на этих мифических задачах, ведь сборы в бюджет по итогам шести месяцев таможенниками полностью провалены».
По данным Александра Клименко, 3 июля замминистра доходов и сборов Виталий Науменко обратился к Министру финансов Александру Шлапаку с просьбой о корректировке индикативных показателей первого полугодия по таможенным платежам. Руководитель таможни признал, что план выполнен всего на 92,5% — таможня собрала в бюджет 48,5 млрд грн, индикатив Минфина не выполнен почти на 4 млрд грн. По сравнению с первым полугодием прошлого года, это меньше на 5,5%, или на 2,8 млрд грн.
Среди приводимых аргументов о причинах такого резкого проседания — естественно, сложная ситуация на Донецкой и Луганской таможне, а также на Крымском полуострове. Только по Крыму таможня не досчиталась 650 млн грн за полгода. Если этот аргумент, по мнению Клименко, вполне логичный, то информация о падении объемов налогооблагаемого импорта на 18% и среднего уровня таможенной стоимости на 30% выглядит довольно странно.
«Интересно, как такое возможно, если общий вес и фактурная стоимость импортированного в страну товара на уровне июня прошлого года! Возможно, где-то на таможне есть огромная „дыра“, через которую в страну попадает неналогоблагаемый импорт? Или за „долю малую“ таможенные органы резко подобрели в вопросе определения таможенной стоимости?», — отмечает экс-министр. Кроме того, руководство Миндоходов умалчивает о влиянии на поступления девальвации гривны, которая таможне однозначно на руку.
Также противоречиво выглядят аргументы таможни, которая оправдывает снижение поступлений незаконными схемами по ввозу нефтепродуктов. «Ну и очень странно: письмо говорит о том, что незаконные схемы по ввозу нефтепродуктов были ликвидированы лишь в марте текущего года, бюджет потерял 3 млрд грн, и если бы не эти схемы, таможня достигла бы показателей 2013 года. Но ведь и в 2013 году работали те же „папередники“, которые так плохо повлияли на поступления в первом квартале этого года!», — отмечает экс-министр.
Клименко констатирует, что «доходы государства падают, бизнес все также жалуется на контрабанду, в прессе появляется шокирующая информация о продаже должностей руководителей региональных таможен за баснословные суммы».
По мнению экс-министра, наводить порядок на таможне, что позволит, соответственно, повысить уровень отчислений в бюджет, можно и нужно даже на фоне такой сложной ситуации. Для этого необходимы простые, но главное — системные шаги:
1. Борьба с коррупцией не пустыми декларациями, а автоматизацией все процессов на таможне, внедрением дистанционного контроля за работой каждого таможенного пункта. Процесс уже был начат и успешно внедрялся, а сейчас просто остановлен.
2. Синхронизация всех баз данных таможенной стоимости с базами данных и источниками информации для трансфертного контроля, которые были готовы к запуску уже в этом году, но почему-то так и не начали работать.
3. Доверие между бизнесом и государством — необходимо внедрить наконец-то процедуру таможенного пост-аудита, когда таможенная стоимость проверяется не на границе, а уже по факту выхода товаров на рынок. Это позволит снять многие проблемы бизнеса с растаможкой товаров, и разгрузит таможни. При этом должен быть четкий контроль со стороны таможенных органов, увеличена ответственность бизнеса за попытку обмануть государство. Но, в первую очередь, это вопрос доверия, это улица с двухсторонним движением.
«Для того, чтобы таможня стала значительным резервом для наполнения бюджета, а не черной дырой коррупции и контрабанды, необходимо работать. Много и системно», — резюмирует экс-министр доходов и сборов Украины.