Государственный концерн «Укроборонпром» рассматривает возможность объединения части своих активов с акционерной компанией «Мотор Сич», специализирующейся на выпуске авиационных двигателей, заявил вчера генеральный директор госконцерна Сергей Громов.
По его словам, речь идет о слиянии государственного конструкторского двигателестроительного бюро «Ивченко-Прогресс», находящимся в подчинении «Укроборонпрома», с запорожским предприятием.
«Консолидация промышленных активов, особенно в сфере высоких технологий, неизбежный факт. Выживает сильнейший, а таким он становится за счет технологической, промышленной и финансовой консолидации», — цитирует Сергея Громова пресс-служба.
Сотрудник «Ивченко-Прогресса» рассказал «Капиталу», что разговоры о реструктуризации и даже продаже предприятия уже идут некоторое время, однако ни в какие конкретные планы они пока не воплотились. Заявление Громова стало первым публичным подтверждением позиции государства о судьбе бюро.
Общие связи
Президент компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев не стал комментировать заявление гендиректора «Укроборонпрома».
На вчерашней пресс-конференции он не подтвердил предложение со стороны госконцерна, но признал, что предприятие рассматривает вопрос сотрудничества с «Ивченко-Прогрессом» по разработке авиационного двигателя Д-727 для гражданской версии военно-транспортного самолета Ан-70.
Для этого планируется доработать уже существующий двигатель Д-27, разработанный в государственном конструкторском бюро «Ивченко-Прогресс» для уже существующей версии Ан-70, чтобы он соответствовал требованиям гражданской авиации.
Изначально планировалось, что ГП «Антонов» произведет серию Ан-70 для нужд министерства обороны России. Обсуждалась возможность закупки у предприятия 60 самолетов. Официально российская сторона от участия в проекте не отказалась, но перестала принимать в нем активное участие.
$ 70 миллионов - составляет базовая стоимость Ан-70,
тогда как цена европейского аналога — Airbus A400M — приблизительно € 145 млн
«Один из путей реанимации проекта Ан-70 — сделать коммерческий вариант. Он сейчас рассматривается. Самолет будет возить крупногабаритные грузы на большие расстояния», — сообщил Богуслаев.
Он уточнил, что на доработку двигателя уйдет немного времени и он будет завершен через год. Генеральный конструктор «Ивченко-Прогресса» Игорь Кравченко накануне заявил, что их двигатель Д-27 на 30 % превосходит любой аналогичный. По его мнению, на Западе подобный мотор может появиться только через семь-восемь лет.
Несмотря на это, эксперты сомневаются в большом спросе на коммерческие варианты Ан-70. Ранее в беседе с «Капиталом» директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский отметил, что коммерчески успешным этот проект позволит сделать комплексный заказ, так как единичный спрос его не окупит.
По мнению директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, сотрудничество компании «Мотор Сич» и «Ивченко-Прогресса» над коммерческой версией Ан-70 на условиях государственно-частного партнерства выглядит логичнее, чем возможность слияния предприятий.
«Сегодня более 30 частных предприятий работают в тесном взаимодействии с «Укрспецэкспортом» и на экспорт, и на выполнение заказов Минобороны. В этом нет ничего удивительного», — отметил Бадрак.
Эксперт подчеркнул, что только в тандеме «Мотор Сич» и «Ивченко-Прогресс» смогут успешно взаимодействовать в области разработки новых двигателей. «Можно допустить, что «Мотор Сич» могла бы справиться с модернизацией прежних моделей, но что касается новых, то более логично сотрудничество с этим госпредприятием», — подтвердил собеседник.
Мотивы для объединения
По мнению Громова, на транснациональном уровне достаточно примеров успешных объединений предприятий одной отрасли. В частности, он обратил внимание на опыт создания французской корпорации Airbus, образованной в конце 1960‑х гг. путем слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Сегодня предприятия этой корпорации производят самолеты как для грузовых и пассажирских перевозок, так и для военных целей.
Подобного рода слияния, по мнению гендиректора «Укроборонпрома», позволят расширить внутренний рынок для предприятий, снизить их зависимость от внешних рынков и разнообразить производственную линейку.
«Мы делаем максимальный акцент на рынках военной продукции, поскольку эта продукция дает максимальный доход. Однако без использования внутреннего рынка существует угроза дестабилизации работы предприятий», — подчеркнул Громов.
Опрошенные «Капиталом» эксперты не берутся прогнозировать, какие преференции в случае юридического оформления сделки смогут получить обе стороны. Как отметил старший аналитик ИК «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко, в консолидации активов все же больше заинтересовано руководство «Мотор Сич», учитывая, что компания многие годы являлась донором для государственного конструкторского бюро, передавая ему часть заказов.
По мнению эксперта, объединение компаний как минимум позволит запорожскому предприятию проводить по своему усмотрению кадровую политику на «Ивченко-Прогрессе».