Премьер-министр Арсений Яценюк Украины поставил задачу руководству НАЭК «Энергоатом» активизировать работу по завершению строительства атомных энергоблоков и проводить ее не с российскими компаниями, а с европейскими.
Об этом заявил сам глава правительства, открывая его заседание в Киеве.
«Перед „Энергоатомом“ стоит задача достройки энергоблоков, и напомню, что эта достройка должна осуществляться в сжатые сроки и, в первую очередь, с привлечением европейских партнеров», — сказал он.
«Насколько мне уже известно, мы не с Россией, а мы именно с Чехией, со „Шкодой“ (Scoda) будем иметь контракт», — уточнил Яценюк.
Он напомнил, что Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, недавно снизила тариф «Энергоатома» для увеличения его инвестиционных возможностей.
Напомним, Украина и Россия 9 июня 2010 года подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении третьего и четвертого энергоблоков ХАЭС. Документ предусматривал, что российская сторона обеспечивает организацию финансирования в объеме, необходимом для проектирования строительства и ввода в эксплуатацию блоков.
В начале октября 2010 года Сбербанк России уведомил «Энергоатом» о готовности предоставить кредит на $1 млрд на проведение первоочередных работ по завершению строительства энергоблоков Хмельницкой АЭС сроком на три года под государственные гарантии. При этом для получения кредита украинская сторона должна вложить в проект не менее 15% стоимости.
В начальных предложениях российской стороны по кредитованию проекта строительства энергоблоков Хмельницкой АЭС речь шла о привлечении государственного, а не коммерческого кредита, что предполагает более низкую процентную ставку.
ГП «НАЭК «Энергоатом» в мае 2011 года заявило, что его не устраивают предложенные Сбербанком РФ условия по предоставлению кредита, в частности, довольно высокая процентная ставка.
Президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский в августе 2014 года сообщил, что Украина намерена отказаться от сотрудничества с Россией при строительстве ХАЭС-3 и ХАЭС-4. По его словам, наиболее приемлемой реакторной установкой для достройки Хмельницкой АЭС является ВВЭР-1000, в частности, проектной и научно-технической документацией которой владеет Чехия. Этот вариант является наиболее оптимальным по логистике, поскольку оборудование будет поставляться по железной дороге, тогда как другие проекты реакторных установок для площадки Хмельницкой АЭС не очень удобны из-за необходимости доставки оборудования морским и речным транспортом.