Политизация налоговой реформы погубит процесс децентрализации власти. Вместо ситуативного предвыборного пиара политических элит на губительной для экономики теме отмены НДС, конституционная комиссия должна грамотно перераспределить между центром и регионами налоговые преференции. Необходимо образовать такую модель налогообложения, которая бы стимулировала государственную и региональные ветви власти создавать новые рабочие места, повышать заработную плату, гарантировать неприкосновенность частного капитала и корпоративных прав.
Об этом заявил профессор кафедры Академии муниципального управления, доктор наук по вопросам государственного управления Александр Кондрашов.
По мнению специалиста, жесткая централизация налоговых поступлений разрушила действующий до 2010 года баланс межбюджетных трансфертов. С одной стороны государство было заинтересовано в развитии производственной инфраструктуры на местах и, соответственно, увеличении объемов налоговых поступлений от прибыли предприятий. В свою очередь местные органы власти также имели мощный стимул для развития региональной экономики, создания благоприятных условий для роста заработных плат, налог с которых в полном объеме оставался в региональном бюджете.
«Однако в 2010 году Киев кардинально изменил правила игры. Центр стал постепенно на собственное усмотрение отбирать у регионов довольно внушительные проценты из основного бюджетоформирующего источника — налогообложения доходов физлиц. Таким образом, на данный момент территориальные органы власти фактически полностью утратили финансовую самостоятельность, и перешли в стадию трансфертной зависимости от государства, которое ежегодно недоплачивает регионам миллиарды из запланированных в бюджетном расписании субвенций. Это в корне неправильно, ведь налоги должны объединять, а не дробить страну», — говорит Кондрашов.
Эксперт утверждает, что для возрождения экономики территориальных общин, в рамках налоговой реформы необходимо вернуть местным бюджетам право распоряжаться налогом на доходы физлиц в полном объеме. Кроме того, было бы целесообразно еще более усилить заинтересованность центра в экономически сильных территориях.
«На мой взгляд, можно было бы рассмотреть возможность предоставления местным органам самоуправления права распоряжаться 50% поступлений от налогообложения прибыли предприятий негосударственной формы собственности. Это позволило бы усилить контроль со стороны местных властей за соблюдением трудового законодательства, запустить реальные и эффективные механизмы детенизации экономики, создать благоприятный инвестиционный климат в регионе, улучшить условия для развития бизнеса», — считает Кондрашов.
Наряду с этим эксперт подверг жесткой критике перманентно возникающие предвыборные обещания большинства политических сил отменить налог на добавочную стоимость, назвав подобные заявления предвыборным популизмом.
«НДС — стратегический налог государственного значения, который действует в большинстве развитых стран, обеспечивая центральные бюджеты ресурсами для проведения гибкой регуляторной политики на внутренних рынках, дотационной поддержки неиндустриальных территорий. Отменить НДС означало бы полностью разрушить экономический фундамент государственности. И это прекрасно понимают политические популисты. Ведь далеко не случайно, что об отмене НДС как кричали, так и продолжают кричать перед выборами практически все политики, а НДС как был, так и остается. Другое дело, что в Украине необходимо ввести абсолютно прозрачный механизм взимания и возмещения НДС, что обещала действующая власть еще на Майдане. Принцип ручного возврата НДС приближенным к власти олигархам должен быть немедленно ликвидирован. И это, на мой взгляд, первостепенная задача нового главы государственной фискальной службы Романа Насирова», — резюмировал профессор кафедры Академии муниципального управления, доктор наук по вопросам государственного управления Александр Кондрашов.