Жители столицы стали меньше посещать магазины для того, чтобы сделать большую закупку продуктов питания впрок (раз в месяц или реже).
Об этом говорится в результатах исследования динамики покупательского поведения Shopper Trends 2015, сообщает Капитал со ссылкой на «Экономическую правду».
Согласно результатам, за последний год акцент сместился больше на покупки по ежедневным потребностям или для приготовления пищи. При этом, по сравнению с прошлым годом, заметно вырос процент покупателей, совершающих срочные покупки — с 9% в 2014 году до 15% в 2015.
Одновременно изменился и стиль совершения покупки — значительно больше киевлян, чем в прошлом году, заявляют что «бюджет на продукты строго распланирован», «я жестко придерживаюсь плана покупок» и «смысл изучать скидочные купоны и открытки с промо» — можно сказать, что покупатель стал более прагматичным и рациональным.
Почти все опрошенные в Киеве отмечают рост цен на продукты, при этом 57% покупателей утверждают, что знают цены на все или большинство товаров; 37% не знают цен на все товары, но замечают изменение.
Основная реакция жителей Киева на рост цен — покупать только самые необходимые продукты (31%), покупать меньше (30%) и брать товары со скидкой (18%). В целом, с промо-акций в магазинах киевские покупатели предпочитают скидке «здесь и сейчас» — 44%, «дополнительном продукта бесплатно» — 36% и только потом готовы собирать баллы и накапливать бонусы.
Несмотря на то, что многие покупатели утверждают, что стали покупать меньше, средние расходы на продукты питания и товары повседневного спроса выросли на 3%, при этом расходы на свежие продукты (мясо, рыбу, овощи и фрукты) сократились на 26%.
Средний чек также увеличился во многих видах покупки. Кроме того, в 2015 году несколько изменилась структура потребления.
Так, в 2015 году расходы на свежие продукты (овощи, фрукты, мясо и рыбу) составляли 35% от всех расходов на продукты питания и товары повседневного спроса, тогда как еще в 2014 году данный показатель составлял 45%. После того как цены выросли, киевляне в первую очередь отказались от рыбы, мяса, овощей и фруктов.
Также, согласно исследованию, в 2015 году киевляне стали меньше тратить денег в супермаркетах и гипермаркетах, и часть покупателей переключилась на другие каналы, такие как дискаунтеры и минимаркеты.
Так, жители Киева все чаще посещают магазины-дискаунтеры (в 2014 году — 4 раза, в 2015 год — 7 раз в месяц), также стали чаще ходить и в супермаркеты (в 2014 году — 14 раз, в 2015 году — 16 раз в месяц), при этом незначительно сократив частоту походов в гипермаркеты (2014 — 4 раза, в 2015 году — 3,5 раза в месяц).
Как сообщал Капитал, индекс потребительских настроений (ИПН) украинцев в июне составил 48,8 пункта, что на 3,3 п. больше, чем в мае.
Как отмечается, существенным изменениям подверглись инфляционные ожидания, кроме того, увеличился индекс целесообразности делать крупные покупки.