Принятие законопроекта № 4057 о внесудебной конфискации, который принят в первом чтении и может быть рассмотрен во втором на текущей пленарной неделе, противоречит интересам государства. Об этом говорится в заявлении депутатов межфракционного объединения «Еврооптимисты» на странице в Facebook.
Депутаты, в частности, отмечают, что проект противоречит Конституции, международным актам и посягает на право собственности граждан, которые могут быть непричастными к совершению коррупционных преступлений, и игнорирует права добросовестных приобретателей.
Положение законопроекта предусматривает конфискацию имущества до принятия судом решения относительно совершения лицом противоправных действий.
«Более того, такая конфискация может быть применена к так называемым „третьим лицам“, то есть — гражданам, которые не обязательно знали о том, что получили имущество у правонарушителя», — говорится в заявлении.
Положения проекта также не соответствуют международным актам, в частности — Конвенции ООН против коррупции и Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
Такое несоответствие повлечет за собой то, что судебные решения о подобной конфискации не будут признаваться и выполняться иностранными государствами.
Применение положений проекта в случае его принятия с высокой вероятностью будет признано Европейским Судом по правам человека нарушением Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
Напомним, ранее представительство ЕС раскритиковало проект заявив, что Украина делает шаги к внедрению «жесткого законодательства... без защиты права на честный суд и право собственности».
Представительство ЕС напомнило, что в последние месяцы Рада утвердила законодательство о спецконфискацию европейского образца, выполнив тем самым «безвизовые требования» ЕС. Дипломаты считают, что подход, предложенный в проекте 4057, ухудшает законодательство в данной сфере.
Впоследствии один из авторов проекта Сергей Пашинский (НФ) сделал неправдивое заявление об отсутствии критики ЕС в адрес проекта. В ответ дипмиссия обнародовала свой комментарий на официальной Facebook-странице и подчеркнула, что эта критика «является позицией Евросоюза».