Независимая ассоциация банков Украины при поддержке международных финансовых организаций готовит к реализации проект создания института финансового омбудсмена, пишет издание Коммерсант-Украина.
По замыслу банкиров, омбудсмен будет финансироваться из взносов ассоциации и будет решать конфликты, возникающие между банками и розничными клиентами при суммах споров до 10 тыс. грн.
Предполагается, что банки будут в добровольном порядке выполнять указания омбудсмена, но именно это вызывает сомнение экспертов в эффективности работы структуры без полномочий.
26 сентября 2013 г. проект института финансового омбудсмена был утвержден советом НАБУ. За основу была взята немецкая модель такой структуры, которая учреждается и контролируется не государством, а общественными институтами.
Финансовый омбудсмен в ряде стран является инструментом объективного внесудебного разрешения споров между участниками финансового рынка — клиентами и банками.
«Цель омбудсмена — быстро и качественно уладить спор и склонить стороны конфликта к примирению,— объяснил исполнительный директор НАБУ, председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов.— Практика других стран показывает, что решения омбудсмена выносятся в пользу банков и клиентов в приблизительной пропорции 50/50, поэтому в его объективности трудно усомниться». В НАБУ входят 98 банков из 178 учреждений, имеющих банковскую лицензию.
Одним из ключевых принципов работы омбудсмена, по предложению НАБУ, станет прием заявок только от населения и лишь после окончания срока рассмотрения жалобы банком.
Банки, которые согласятся подписать соглашение с омбудсменом, обязаны будут вовремя представлять ему документы, необходимые для рассмотрения дел, и выполнять его решения.
Омбудсмен будет рассматривать дела только по небольшим суммам претензий — до 10 тыс. грн. Банки, на которые будет поступать большее количество жалоб, будут платить большие взносы на деятельность института. Срок рассмотрения дел планируется регламентировать 60 днями.
Кто и как в Украине должен защитить права *** финансовых услуг
О необходимости создания в Украине института Финансового омбудсмена твердит даже Мировой Банк, не настаивая на каком-либо одном рецепте создания такого органа для *** финансовых услуг. Мол, сами смотрите, как это делают в других странах, – и выбирайте свой путь. Что же это такое – финансовый омбудсмен?
В общих чертах – это общественный примиритель на финансовом рынке, орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами. Инициатором обращения к омбудсмену может быть только *** – физическое лицо. Рассмотрение споров является бесплатным. Обращение к омбудсмену не препятствует последующему обращению в суд, но на период рассмотрения спора *** обязуется его в суд не передавать. Омбудсмен и его сотрудники разъясняют *** его права и обязанности в связи с предъявляемыми им претензиями (требованиями) и дают рекомендации о форме разрешения спора. До подачи заявления омбудсмену, *** обязан направить жалобу в адрес финансового учреждения. И ему должны ответить по существу в течение 30 дней.
Теперь о том, как это все работает за рубежом. В Европе сегодня превалируют две модели финансового омбудсмена – германская и английская.
Назначать финансового омбудсмена должен только Президент страны. Тогда и уважение к этому органу, и обязательность решений не будут подвергаться никаким сомнениям
Что нам хорошо, то немцу – не очень! Все мы не раз слышали это выражение. И наоборот – что немцу хорошо, то не всегда хорошо нам. В Германии финансовый омбудсмен появился в 1992 году по инициативе Союза немецких банков. Там финансовый омбудсмен назначается правлением Союза немецких банков и может разбирать жалобы *** на сумму не более 5 000 евро. Можно, конечно, разбираться и дальше, чем и как в Германии занимается финансовый омбудсмен и кому он подчиняется и отчитывается. Но только на минуту (не больше) можно представить себе финансового омбудсмена в Украине, которого назначают руководители коммерческих банков, и они же финансируют, а значит, и контролируют его деятельность!!! Стоит ли комментировать?
И о старейшей британской демократии. В Великобритании институт финансового омбудсмена создан в начале 80-х годов прошлого века и финансируется государством. Там статус и деятельность финансового омбудсмена закреплен специальным законом. Аппарат омбудсмена превышает 100 человек, а жалоб *** они разбирают в год свыше 1 миллиона. Суммы жалоб, которые рассматривает британский омбудсмен, колеблются в пределах от 100 000 фунтов стерлингов и выше. Статистика впечатляет. Банки Великобритании обязаны предоставлять своим клиентам возможность решать споры в досудебном порядке у финансового омбудсмена, иначе они не смогут работать с *** – физическими лицами. Кроме того, к финансовому омбудсмену Великобритании имеют право обращаться за разрешением своих споров не только *** – физические лица, но и небольшие (по британским меркам) организации, с годовым доходом менее 1 млн. фунтов стерлингов. Финансирование государственной службы финансового омбудсмена происходит за счет обязательных платежей и взносов организаций, работающих на финансовом рынке. Практически это аналог финансирования нашего Фонда гарантирования вкладов физических лиц в Украине.
Чувствуете различия в немецком и британском подходе? Только весьма заангажированный эксперт может предложить сегодня в Украине внедрение немецкой системы финансового омбудсмена. Тем более непродуманны и легковесны сегодня публичные проекты и предложения наших банкиров, создать такой институт или службу финансового омбудсмена на базе Независимой ассоциации украинских банков. Если уж и создавать в Украине отдельную службу финансового омбудсмена, то это должен быть исключительно государственный орган, учреждаемый Указом Президента, и назначать финансового омбудсмена должен только Президент страны. Тогда и уважение к этому органу, и обязательность решений не будут подвергаться никаким сомнениям. А финансировать этот государственный орган надо за счет обязательных взносов финансовых учреждений, работающих с *** – физическими лицами. Только в таком случае мы получим действительно европейский инструмент для улучшения положения *** финансовых услуг в Украине.
А допомога юриста на відстані - в Україні це давно реальність!
Навіщо витрачати час на відвідування юридичних фірм, якщо проект документа або консультацію юриста можна отримати з будь-якого регіону України, а оплата може бути здійснена за рахунок оплати послуги телефонного зв'язку?
Вам достатньо бути клієнтом одного з українських операторів зв'язку, мати доступ до сканера і інтернету. І Ви можете отримувати юридичні консультації та проекти документів, перебуваючи в будь-якому регіоні України!
Якщо у Вас є телефон та інтернет, то отримати допомогу юриста можна в робочі дні з будь-якого місця України.
Гарний юридичний сервіс - документи можна отримати по інтернету, а консультації - в режимі реального часу, зателефонувавши з телефону.
Допомога юриста в Україні на відстані: консультації + проекти документів.
Консультація юриста в Україні можлива без відвідування офісу і навіть в дорозі!
http://www.konsyltacii.com/ukr