Национальный банк Украины (НБУ) провел радикальные изменения в монетарной политике, программе надзора и внутренней структуре в течение последних двух лет, смог укрепить свою финансовую независимость и прошел точку невозврата, заявила глава НБУ Валерия Гонтарева на ежегодной исследовательской конференции «Трансформация деятельности центральных банков» в Киеве в четверг, передает Капитал со ссылкой на Интерфакс-Украина.
«В течение последних лет мы прошли через радикальные изменения в монетарной политике, программе надзора и внутренней структуры. Мы укрепили финансовую независимость НБУ, поэтому смогли достичь точки невозврата. Всегда сложно оценить, насколько необратимыми могут быть все изменения, но наш совет правления считает, что мы уже перевернули страницу и не вернемся назад», — сказал она, подчеркнув, что задачей НБУ была обновленная политика, направленная на ценовую, финансовую стабильность и устойчивое экономическое развитие.
При этом она подчеркнула, что НБУ перешел к гибкому курсообразованию, в результате чего в настоящее время курс гривны определяется исключительно фундаментальными факторами, а регулятор принимает участие в рынке только для сглаживания колебаний.
Гонтарева также отметила, что Нацбанк с начала года перешел на монетарный режим целевой инфляции.
«Целевая инфляция на 2016 год — 12%, мы надеемся, что удержим ее. На следующий год планируем инфляцию в 8%, а до конца 2019-го — 5%, что считаем оптимальным уровнем для Украины. Я полагаю, что мы сможем выполнить эти целевые уровни», — сказала В.Гонтарева, отметив, что инфляция в 2015 году составила 40%, из которых 20% — в связи с повышением регулируемых тарифов, а 20% — по причине девальвации.
Кроме того, она напомнила о том, что Нацбанк провел чистку банковского сектора, в результате которой ликвидировано 73 банка, что составляет 30% банковской системы.
«С точки зрения процентного соотношения это много, но если взглянуть глубже, то не о чем жалеть, поскольку большая часть этих банков были машинами для отмывания средств, или пустыми оболочками, олигархическими банковским структурами», — пояснила глава центробанка.
При этом она добавила, что для предотвращения проблем для оставшейся «здоровой» части банковской системы совместно с Международным валютным фондом (МВФ) был разработан график по достижению уровня адекватности капитала (Н2), предусматривающий Н2 в 5% на конец января 2016 года, 7% — до конца декабря 2017 года и 10% — до конца 2018 года.
Гонтарева также напомнила, что в результате трансформации самого центробанка за последние два года было сокращено 60% персонала и сэкономлено около 7 млрд грн в результате закрытия неключевых активов.
«Я не могу сказать, сколько персонала будет через три года, но этот процесс будет продолжаться», — добавила она.
Среди направлений развития банковского сектора она также отметила необходимость изучения возможности внедрения финтех технологий.
«Виртуальная валюта, блокчейны, P2P — это только начало списка high-tech инструмента. Мой основной вопрос — что это, новый модный тренд, мейнстрим? Если это серьезная тенденция, то мы должны работать с этим трендом, открыться ему. Интересно обсудить, как финтех технологии могут помочь построить нам работу. Я вижу в НБУ огромные возможности для реализации этих массивов, но инструменты я пока не вижу», — добавила Гонтарева.