Следствием введения проекта «Брак за сутки» в Киеве может появиться большое количество необдуманных браков, заключенных в состоянии эмоционального подъема.
Такое мнение высказал глава Миссии синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам семьи архиепископ Пантелеимон (Поворознюк), комментируя старт проекта «Брак за сутки».
«С точки зрения государства, брак — это обычный юридический контракт между двумя сторонами. Церковь не может рекомендовать ту или иную схему регистрации брака. Но брачные отношения — это такая вещь, которую не упростишь и тем более не улучшишь, если люди этого сами не захотят. Брак — это колоссальная ответственность. А к важным вещам следует подходить максимально взвешенно и обдуманно. Вряд ли от этой инициативы разводов станет меньше или больше, чем есть на данный момент. Является очевидным, что следствием станет большое количество необдуманных браков, заключенных в состоянии эмоционального подъема», — отметил архиепископ Пантелеимон.
Архиепископ Пантелеимон обратил внимание на то, что правовая составляющая и каноны Церкви имеют много общего.
«В давние времена Церковь радостно благословляла брачные отношения и не нуждалась ни в каком юридическом обеспечении этого процесса. Церковь и Римское государство в этом вопросе стояли на едином начале равноправия мужчины и женщины, и, как Закон Божий, так и римское право, обеспечивали возможность свободной совместной жизни. Теперь, когда молодые люди обращаются к священнику с просьбой их обвенчать, тот должен требовать государственный документ о законности их отношений. Это делается с одной стороны для того, чтобы обезопасить Таинство от поругания, с другой, чтобы заставить людей еще раз обдумать свое решение. Церковь дает возможность духовнику самостоятельно решить вопрос венчать или нет, если он знает этих людей и выступает нравственным гарантом церковного узаконивания их отношений », - пояснил владыка.
В то же время он отметил, «если супруги придут с документом, который прошел то ли сокращенную, то ли растянутую во времени процедуру, священник должен их обвенчать, потому что закон государства есть для того основанием».
«У нас нерелигиозное общество, как это было до 20-х годов прошлого века, и государство не требует обязательного совершения Таинства, поэтому общее решение идти в храм или нет, является христианским подвигом, и если они к нему готовы сегодня или дорастут через много лет, после того, как поспешно поженились, это будет победа над секулярным подходом к брачной жизни», — уверен владыка.
«Таинство венчания, которое осуществлено формально, в один день после ЗАГСа, очень часто, к сожалению, не сдерживает людей, которые вместе живут, от более поспешного решения — о скором разводе. То есть в быстрой регистрации брачных отношений есть и свои положительные моменты — люди узаконивают свои поспешные решения и закон их сдерживает от других поспешных решений, от развода. Ведь они берут на себя не только моральную, но и материальную ответственность друг за друга», — говорит владыка Пантелеимон.
В УПЦ неправы. Надо исходить из того, что необдуманных браков и так много. Но главная проблема в том, что огромное количество людей совместно живут без брака. Лучше уж "необдуманный брак" чем вступление в совместную жизнь без брака. Полагаю, что вступающие в быстрый брак это те, кому не терпится начать жизнь вместе. Если не предоставить им возможность быстро вступить в брак, то они начнут совместную жизнь без оформления брака. А брака нет, то и сдерживаний для разрыва отношений меньше, если начались какие-то размолвки. Брак хоть и необдуманный как то будет стабилизировать отношения.