Херсонский порт может готовиться к приватизации по заниженной цене под конкретного покупателя. Об этом свидетельствуют данные Национального морского рейтинга 2016 года.
В начале 2016 года при назначении на должность и.о начальника Херсонского морского торгового порта Андрея Соколова руководство Мининфраструктуры в лице экс-министра Андрея Пивоварского и его первого зама Владимира Омельяна (на сегодня он является министром инфраструктуры) заявляло о планируемом росте объемов переработки грузов, что в свою очередь создаст положительный имидж для потенциальных инвесторов.
Предполагалось, что новый менеджмент привлечет дополнительные грузопотоки и оптимизирует расходы порта. Однако, согласно данным «Национального морского рейтинга 2016 года» показатели работы порта упали до 27 места в общем рейтинге — с 1662,7 млн. тонн в 2015 году до 1211,8 млн. тонн по итогам 2016 года. т.е. почти на 30%. Как говорят аналитики журнала «Порты Украины» (инициаторы проведения рейтинга), в рейтинге по итогам 2015 года Херсонский морской торговый порт занимал 24-е место и в сравнении с показателями предыдущего 2014 года имел рост на 15%.
В качестве причин такой ситуации эксперты морской отрасли называют агрессивную позицию нового менеджмента по отношению к грузовладельцам, попытки навязывать дополнительные услуги и завышать цены на грузовые операции. В результате грузовладельцы перевели свои операции в Николаев, а объемы переработки бюджетообразующего для порта груза — сульфат аммония упали более чем на 80%. По другим видам грузов, только по итогам первого полугодия 2016 года показатели перевалки наливных грузов сократились почти на 15%, строительных — более чем на 50%, тарно-штучных — на 40%. В дальнейшем ситуация только усугублялась.
Не радужная картина и с финансовыми показателями порта. По состоянию на конец 2015 года на счетах предприятия оставалось около 37 млн. грн., более $2 млн. и около 1,6 млн. российских рублей, в эквиваленте по текущему курсу — 84,4 млн. грн. По состоянию на конец ноября 2016 года заявлялось, что на текущих счетах порта осталось 2 млн. грн. и около $600 тыс., что в переводе в гривни составляет порядка 14,3 млн. грн.
В течении 2016 года министр инфраструктуры Владимир Омельян неоднократно заявлял о намерении провести концессионный конкурс по Херсонскому морскому торговому порту, однако он несколько раз переносился по разным административным причинам, при этом каждый раз объемы инвестиций сокращались. Если на первых этапах заявлялось об инвестпроектах в объеме 300-500 млн. евро, то уже в начале 2017 года заявлялось об объемах в 50-70 млн. евро. При этом в прессе участились упоминания об охлаждении к проекту в Херсоне со стороны международных компаний в пользу портов Большой Одессы и в то же время активизации интереса к порту со стороны холдинга «Нибулон» Алексея Вадатурского.
Так, еще осенью 2016 года на своей странице в социальной сети Фейсбук и.о. начальника Херсонского морского торгового порта активно выкладывал фотографии переговоров с Алексеем Вадатурским. При этом отмечалось, что глава «Нибулона» рассматривает различные варианты расширения сотрудничества с Херсонским МТП. А уже в марте 2017 А.Соколов разместил фотографию, которая снова недвусмысленно подтвердила интерес к порту со стороны «Нибулона».
Вышеуказанные цифры и факты свидетельствуют о том, что речь может идти о сознательном доведении порта до банкротства и последующей продаже его заинтересованному покупателю. Причем наиболее вероятным таким покупателем является именно «Нибулон».
Состояние дел у «Нибулона» по всем признакам выглядит не очень хорошо и рыночные цены они вряд ли потянут. Хоть сама компания и не раскрывает свои финпокзатели, СМИ пишут о том, что долговая ситуация «Нибулона» усугубляется. Объем обязательств ООО «Нибулон» в 2016 году достиг $474,3 млн., из них текущих долгов — $316,5 млн. А вся выручка предприятия за 9 мес. 2016 года составила $363 млн. В том числе операционная прибыль — $54,2 млн. (на фоне крупных убытков 2014-ом и 2015-м годах). И получение по льготной цене такого актива как Херсонский морской торговый порт может стать существенным подспорьем для «Нибулона» в борьбе за выживание.